Adobe Photoshop для фотографа

Сменные части в фотоаппаратах: Ricoh идет своим путем

Цифровые фотоаппараты можно разделить на три большие категории: «все в одном», со сменной оптикой и со сменными оптикой и задником. Спорить о том, какой подход лучше – бессмысленно: у каждой категории имеются достоинства и недостатки. Однако есть компании, которые готовы идти своим путем, предлагая нестандартные решения. С одним из них – Ricoh GXR – мы сегодня познакомимся поближе.

Для начала разберемся с достоинствами и недостатками основных категорий.

Наиболее массовая и в тоже время разнообразная «все в одном». При покупке вы получаете готовое и неизменное в будущем решение. И объектив со всеми его характеристиками, и матрицу со своими, и корпус. В лучшем (и редком…) случае производитель выпустит обновление прошивки с исправлением явных недостатков. Сам факт несменности компонентов ни в коем случае не свидетельствует о невысоком качестве аппарата, все зависит от модели: это может быть шестидесятидолларовая «мыльница» или полнокадровый Sony DSC-RX1 с объективом Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2,0 и ценником $3000.

В категории «со сменной оптикой» продается корпус с матрицей и электроникой, а объективы, как следует из названия, можно устанавливать любые доступные. В профессиональной среде это самое востребованное решение, поскольку именно объектив является «картинкообразующим» элементом. Недостаток у всех представителей этой категории вне зависимости от конструкции видоискателя – зеркало/пентапризма или матрица/экран – в момент покупки вы получаете практически неизменный набор характеристик аналого-цифрового преобразования света в файл. Если провести аналогию с пленочными временами, то к камере прилагается вагон или целый железнодорожный состав с одинаковыми по характеристикам пленками, на которые приходится снимать до самой поломки аппарата. И никакой Orwo вместо «Свема»…

Третья категория – удел профессионалов, всегда таковым была и меняться не собирается. Среднеформатные камеры еще в прошлом веке стали своего рода конструкторами. В них менялся и объектив, и задник, что давало фотографу невероятную свободу действий. Не требовалось ждать окончания пленки, чтобы зарядить ролик другого типа – более чувствительную или черно-белую. Задник с кассетой Polaroid позволял показать заказчику композицию и светотеневой рисунок будущего кадра через минуту после тестовой съемки.

Fujix DS-1P

Системы «все в одном» появились раньше других. История цифровой фотографии называет первой полностью цифровой модель Fujix DS-1P, но она не добралась до прилавков. Показанный в 1988 г. на выставке Photokina в Кельне (ФРГ), образец не пошел в серию.

Logitech FotoMan

Первой коммерчески доступной цифровой камерой стала фактически игрушка, снимающая кадры в 256 градациях серого размером 320x240 пикселов. Logitech FotoMan также выпускалась под названием Dycam Model 1 и отличались они цветом корпуса.

Материал записывался во внутреннюю память DRAM объемом 1 МБ, полный заряд батареи позволял сохранять снимки примерно в течение суток. Фокусное расстояние объектива примерно соответствовало 55 мм (от 1 метра до бесконечности все получалось резким), а диафрагма – 4,5. Масса корпуса – всего 284 грамма, а его дизайн – явно футуристический.

На момент начала продаж – в 1990 году – цена $950 явно не способствовала проникновению цифровой фотографии в массы. 

Logitech FotoMan

Copyright © 1996 John Henshall

 

Примерно в это же время компания Kodak активно экспериментировала с цифровой фотографией, но ориентировалась на профессиональное использование аппаратов. Так появился DCS-100.

Kodak DCS-100

Аппарат базировался на успешной 35-миллиметровой модели Nikon F3, у которой вместо пленочного задника устанавливался цифровой. Его основу составляла CCD-матрица с разрешением 1,3 мегапиксела (размер кадра 1280x1024), причем выпускались как цветные, так и монохромные версии. Показанный широкой публике на Photokina-90, он поступил в продажу в 1991 г. по цене $30 000.

DCS-100 работала со всем парком объективов Nikkor и стала первой цифровой камерой со сменной оптикой. Невзирая на цену и пятикилограммовый блок для хранения отснятого материала, было продано почти 1000 экземпляров.

Leaf - Hasselblad 553ELX

Идея заменить пленочный задник блоком с матрицей лежала на поверхности и в 1991 году была реализована в среднеформатном сегменте компанией Leaf (сейчас Mamiya Leaf) на базе Hasselblad 553ELX. CCD-матрица 2048 x 2048 пикселов оцифровывала с разрядностью 14 бит на канал, но файл сохранялся в 8 битовом виде. Хранить такие большие файлы в те времена было проблематично, поэтому они сразу отправлялись по кабелю SCSI 2 на Apple Macintosh.

Кстати, первая версия была монохромной. Для получения цветных снимков в комплект входил моторизированный RGB-светофильтр, который устанавливался перед объективом, и для одного кадра требовалось три последовательные экспозиции.

Фактически конструкция со сменной оптикой и задниками является самой универсальной и выгодной в среднесрочной перспективе: периодически покупая современные блоки матрица/процессор можно долго поддерживать аппарат на уровне актуальных требований к файлам.

Цифровой задник на 35-мм камере

А вот в 35-миллиметровых камерах замена пленочных задников хотя и обсуждалась, но так и не была массово осуществлена на практике. Причин много. Во-первых, ряд среднеформатных аппаратов изначально разрабатывался для работы со сменными задниками, а 35-миллиметровые требовали как минимум условий сервисного центра для модификации. Во-вторых, элементарная база 90-х не позволяла сделать компактные решения, которые по качеству и количеству хранимых снимков удовлетворяли бы профессионалов. А еще препятствием были цены.

Все три категории аппаратов активно развивались и спустя двадцать лет мы имеем более 500 моделей, продающихся на украинском рынке.

Ricoh GXR

Ricoh анонсировала совершенно новую систему в ноябре 2010 г. GXR состоит из корпуса с ЖК-экраном, органами управления, аккумулятором и разъемом для подключения сменных модулей. В модуле размещаются объектив, затвор, матрица и значительная часть электроники, отвечающая за преобразование данных. Установка другого модуля фактически превращает GXR в совершенно иную камеру. Сейчас на рынке есть несколько модулей: P10 (28-300mm f/3,5-5,6 VC), A12 (50 мм f/2,5 MACRO APS-C 12,3 мегапиксела), S10 (24-72 мм f/2,5-4,4 VC, 1/1.7" 10 мегапикселов), A12 (28 мм f/2,5 APS-C 12,3 мегапиксела), A16 (24-85 мм f/3,5-5,5 APS-C 16,2 мегапиксела), A12 (байонет Leica M APS-C 12,3 мегапиксела). К камере можно докупить оптические и электронный видоискатели, системную вспышку.

Много это или мало? Вопрос риторический. С точки зрения банальной эрудиции – мало. Для реального использования – достаточно.

Первое на что обращают внимание при знакомстве с новым аппаратом – качество изготовления. И тут GXR может дать фору более дорогим устройствам: корпус из магниевого сплава, все органы управления четко реагируют на действия фотографа, отличные отделочные материалы.

Компоновка стандартная: на верхней панели поднимающаяся вспышка, горячий башмак с портом для подключения аксессуаров, включатель питания, кнопка Спуск, колесо выбора параметров съемки с фиксацией и колеса смены параметров.

На тыловой панели – жестко встроенный в корпус 3-дюймовый ЖК-экран, пятипозиционный джойстик, качалка управления трансфокатором и четыре аппаратные кнопки. Над экраном еще три кнопки – вызова экрана с основными настойками, подъема вспышки и переключения режимов работы видоискателя, а также трехпозиционный переключатель, используемый при смене параметров.Карта памяти и аккумулятор закрыты общей крышкой, штативное гнездо металлическое, оно смещено относительно оптической оси объектива.

Ricoh GXR

Модули вставляются в салазки на передней панели. Смена выполняется простым поступательным движением. Поскольку матрица расположена внутри модуля, на нее не должна попадать пыль. Впрочем, если это произойдет (объективы не герметичные), то для очистки придется обращаться в сервисный центр: самостоятельно поорудовать шваброй не выйдет.

Какие модули выбрать? Наиболее интересные A12 – 12 мегапиксельные, с APS-C-матрицей. Сейчас их три: 28 и 50 мм с диафрагмой 2,5, а также с байонетом Leica M. Фокусные расстояния указаны в эквиваленте 35-мм камеры, т.е. это «честные» 28 и 55 мм, без множителя кроп-фактора. Зум A16 (24-85 мм f/3,5-5,5 APS-C 16,2 мегапиксела) темноват, но, тем не менее, он есть. Остальные можно рассматривать как дополнительные.

Ricoh GXR

Съемка на GXR практически не отличается от работы с другими беззеркальными камерами. Практически не … но отличия все же имеются. Заключаются они не только в обилии настроек внутрикамерной обработки снимка, но и в системе наводки на резкость. В GXR используется метод определения резких объектов на основе контрастности. Реализация в целом оставляет желать лучшего – скорость явно не соответствует достижениям сегодняшнего дня. Но инженеры нашли простой и элегантный способ обойти этот недостаток.

В пленочные времена техника Ricoh была популярна среди стрит-фотографов. Кстати, выбор классических 50 и 28 мм (вы не забыли, это эквивалентные 35-мм камерам фокусные расстояния, кроп-фактор уже учтен) отчасти обязан славному прошлому. В стрит-фотографии скорость наводки на резкость – одна из важнейших составляющих успеха. В GXR есть возможность установить вручную расстояние, на котором предположительно находится интересующий фотографа объект. На выбор доступны значения 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 5 метров и бесконечность. И фокусировка становится практически молниеносной!

Остается только оперативно переключаться между выбранными настройками. Через меню? Можно, но теряется оперативность. В GXR предусмотрены слоты для хранения пользовательских наборов параметров. Три вынесены на колесо управления режимами и меняются за доли секунды. В результате камера перенастраивается на нужную дистанцию фокусировки (в качестве бонуса меняются и остальные параметры, так что получаются совсем разные аппараты).

Всего в аппарате можно хранить шесть наборов настроек, выводя нужные на колесо управления. Но этого разработчикам показалось мало, и наборы сохраняются на карте памяти (также шесть банков на каждой карте) с возможностью копирования в камеру и обратно. Если научиться пользоваться всем этим богатством, то получается идеальная система управления аппаратом.

Пожалуй, главная претензия к GXR – батарея садится слишком быстро. Поскольку ее зарядка производится сетевым зарядным устройством, подключить внешний USB-аккумулятор не получится. Единственный выход – покупка дополнительной батареи.

Каковы результаты съемки? 50 мм A12 порадовал отличной детализацией, малыми шумами при ISO 1600. ISO 3200 также можно использовать, но исключительно после обработки RAW.

Даже со стандартными настройками камера выдает сбалансированный результат: цветопередача естественная, красный (это ахиллесова пята многих цифровых аппаратов) не перенасыщен. Резкость искусственно не завышена, картинка приятно пластичная. А ведь возможности подстройки у GXR – одни из лучших в индустрии.

RAW-файлы содержат много полезной информации и хорошо поддаются обработке. При съемке с недостаточным количеством света камера честно передает сумеречную атмосферу, но в графическом редакторе можно сделать кадры светлее. При этом сохраняется вполне естественная цветопередача.

В макрорежиме при закрытой диафрагме модуль дает отличную резкость, но фокусировка не самая быстрая, поэтому снимать букашек сложно. Для самостоятельного пристального изучения вы можете загрузить полноразмерные необработанные JPEG из камеры и RAW.

Пока Ricoh GXR – единственная доступная на рынке система со сменными модулями объектив/матрица/процессор. Однако на CES 2013 компания Sakar International показала аналогичную камеру под брендом Polaroid. Кстати, iM1836 (так она обозначается) работает под управлением ОС Android 4.1 (Jelly Bean).

Впервые опубликовано на сайте itc.ua