Adobe Photoshop для фотографа

Olympus OM-D E-M5

Компания Olympus представила OM-D E-M5 в феврале 2012 г. Следуя вошедшей в моду тенденции на техноретро, за основу для дизайна корпуса был взят хит пленочной эпохи – линейка компактных зеркальных аппаратов Olympus OM. Однако в «зеркальный» корпус инженеры поместили беззеркальную начинку, во многом идентичную используемой в топ-модели E-P3 из серии Pen.

Как пояснили представители компании на прошедшей в Амстердаме пресс-конференции, вывод новой линейки был необходим для более точного разделения аудиторий потенциальных покупателей.

Olympus OM-D EM-5 

Г-н Тошиюки Терада из токийского офиса Olympus рассказывает об изюминках OM-D E-M5

Позиционирование Pen сместилось в любительский, компактный, «навел-нажал» сегмент. Линейка OM-D – да, был обещан выпуск и других камер – ориентирована на взыскательных и опытных фотографов, которым кроме компактности необходимы простота ручных установок параметров и большая надежность при съемке на природе.

Дизайн OM оттачивался на протяжении 40 лет. И это сразу заметно: цифровое воплощение легенды получилось таким же симпатичным внешне и удобным в использовании.

Olympus OM-D E-M5

 

Качество сборки и отделочные материалы корпуса – выше всяческих похвал. Прорезиненная вставка с мелкой сетчатой текстурой приятна на ощупь и позволяет надежно удерживать камеру даже мокрыми руками.

Выпускается также версия с серебристыми металлическими элементами, накладка в ней имитирует текстуру кожи.

Органы управления камерой сосредоточены на двух панелях – верхней и тыловой.

Olympus OM-D E-M5

 

Основной переключатель режимов съемки расположен слева. Колесо достаточно большого размера, с рифлением, но без фиксатора. Его ход в меру тугой, смена положения отлично ощущается даже вслепую. Кроме традиционных программного, ручного и «приоритетных» режимов, кольцо позволяет быстро включить арт-фильтры, выбор сцен для более точного соответствия творческому замыслу автоматической настройки экспозиции, видео и полностью автоматический режим.

Справа расположились два колеса изменения параметров, кнопка «Спуск» и еще пара аппаратных кнопок.

Если удерживать камеру одной рукой, удобнее пользоваться передним, окружающим кнопку «Спуск», колесом. Дотянуться до второго можно как большим, так и указательным пальцами, но это неудобно. Каждый шаг обоих колес подтверждается четким «кликом», но ход довольно легкий.

Как и многое в аппарате, значения колес настраиваются в меню, причем довольно тонко. Например, разные функции можно назначить для четырех режимов задания экспозиции, просмотра отснятого материала и путешествия по меню. Меняется и направление увеличения/уменьшения/перелистывания.

Одна из аппаратных кнопок на верхней панели маркирована как вторая функциональная, – другая как видео, но и назначение последней программируется пользователем.

Olympus OM-D E-M5

На тыловой панели кнопки сгруппированы справа от сенсорного OLED-экрана. Рядом с пятипозиционным джойстиком находятся кнопки вызова меню и удаления файлов, тут же включатель питания и кнопка перебора отображаемой информации.

Еще две кнопки в зоне действия большого пальца – просмотра отснятого материала и первая функциональная.

Olympus OM-D E-M5

У экрана одна степень свободы – наклон, и его угол по сегодняшним меркам маловат (для съемки из положения «камера над головой» хватает с трудом).

Olympus OM-D E-M5

 

По ощущениям камера совершенно японская – маленькая и навороченная. При осознанном программировании функциональных кнопок основные параметры можно менять без обращения к меню. Однако размеры кнопок кажутся маленькими, особенно если вы – обладатель толстых пальцев. К счастью, их расположение тщательно продумано и ошибочные нажатия практически исключены. Кнопки отлично ощущаются тактильно, поэтому владельцы OM-D E-M5 смогут легко управлять своими аппаратами вслепую, сосредоточившись на творческих аспектах съемки.

По фотографии трудно оценить, насколько корпус получился миниатюрным. Он действительно мал, но если привыкнуть, то даже обычная зеркальная камера (без батарейного блока) покажется громоздкой…

Olympus предлагает в качестве аксессуара батарейный блок с дополнительным выступом на переднюю панель. Я имел непродолжительный опыт его использования: кажется привычнее с точки зрения удержания камеры, но основное достоинство – увеличение запасов электроэнергии.

Olympus OM-D E-M5

Дизайн HLD-6 – так официально называется этот аксессуар – необычный, поскольку это не одна «запчасть» а целых две. Первая – эргономичный выступ для передней панели с накладкой на нижнюю грань, что немного увеличивает и высоту корпуса. В таком варианте только повышается удобство съемки. Кнопка «Спуск» и управляющее колесо вокруг нее дублируются.

Вторая «запчасть» может работать как отсек для дополнительного аккумулятора (его придется докупать отдельно) и как просто штуковина для лучшего хвата, причем при съемке в вертикальной ориентации она действительно полезна, так как повторяет аппаратные органы управления камерой – кнопку «Спуск», два колеса управления, пару функциональных клавиш (значения которых можно настроить отдельно) и выключатель питания.

Olympus OM-D E-M5

 Конструкция в сборе

В паре и по отдельности, части HLD-6 имеют ту же степень пылевлагозащиты, что и камера.

Туда, где у зеркальных аппаратов находится пентапризма и другие детали оптического видоискателя, инженеры Olympus поместили электронный видоискатель.
В модуле 1,44 млн. элементов изображения. Поскольку маркетологи начали считать не пикселы, которые в свою очередь состоят из этих самых элементов, возникла некоторая путаница. Если перевести в пикселы, то размер изображения будет 800х600. Частота обновления изображения – 60 Hz, предусмотрен также «форсированный» режим – 120 Hz.

Olympus OM-D E-M5

Модуль изготавливает компания Epson, вот как он выглядит без дополнительной оптической обвязки.

Хотя на рынке присутствуют модели с большим разрешением видоискателя, 1,44 млн. субпикселов (при диагонали 0,47" и с системой линз) мне показались вполне достаточными, по крайней мере, ни разу ощущения нехватки разрешения при ручной фокусировке не возникло.

Для некоторых съемочных ситуаций (быстродвижущиеся объекты в кадре) скорости обновления информации может не хватать, перевод в форсированный режим отчасти решает эту проблему, но не до конца. Зато при съемке в условиях низкой освещенности электронный видоискатель позволяет комфортно навестись на резкость в ручном режиме (иногда в процессе фокусировки стоит увеличивать чувствительность матрицы или выдержку, тогда изображение становится еще ярче).

Olympus OM-D E-M5

Вспышка в походном и рабочем положениях

Встроенной вспышки в камере нет. Зато есть накамерная маленькая, подключаемая в горячий башмак и универсальный порт. В рабочем положении лампа достаточно высоко расположена над оптической осью объектива, но мощности хватает лишь для подсветки теней или активации внешних вспышек.

Электронные фото-видео-плюшки

Аппараты Olympus давно славятся всевозможными фильтрами. Можно скептически относиться к таким внутрикамерным шедеврогенераторам, но даже профессионалам иногда нужно что-то для вдохновения, не говоря уже о любителях, для которых получение выразительных эффектов буквально одним нажатием кнопки – однозначный плюс.
Арт-фильтры у Olympus применяются к JPEG-версиям, это означает, что при съемке исключительно в JPEG оригинальный снимок не записывается на карту памяти. Хорошо это или плохо? Если выставить режим RAW+JPEG – то одним словом – никак. В RAW сохраняется оригинальный кадр, в JPEG – результат работы арт-фильтра. Кстати, в OM-D E-M5 реализована функция брекетинга арт-фильтров, т.е. к одному изображению применяется несколько (на выбор фотографа) вариантов обработки.

Формально арт-фильтров 11, но внутри каждого есть дополнительные опции – добавление рамки, виньетирования и даже комбинации других эффектов. Для многих фильтров доступны настройки, например, драматизма можно добавить как цветному, так и черно-белому снимку. Все арт-фильтры работают и в режиме видео, но частота кадров падает.

 

Пример видео с наложенным арт-фильтром

В OM-D E-M5 появились и новые способы создания выразительных фотоснимков и видеороликов.

Поклонники ночной съемки и особенно жанров «фризлайт» и «световая кисть» оценят возможность визуального контроля в электронном видоискателе. Как вы уже знаете, он может работать со скоростью обновления 60 и 120 раз в секунду. В «форсированном» режиме качество картинки снижается. Плата за «форсаж» – повышенный расход энергии аккумулятора, жаль, что переключение скоростей спрятано в меню достаточно глубоко.
Режимы съемки Live Bulb и Live Time позволяют снизить количество брака в разы, поскольку в видоискателе отображается будущий кадр в реальном времени. После начала экспозиции фотограф буквально видит процесс формирования изображения и может скорректировать момент окончания съемки, когда желаемый эффект достигнут. Естественно, требуется установка аппарата на штатив, а использование пульта дистанционного управления настоятельно рекомендуется.

Видеографов может заинтересовать эффект «видеоэха», причем есть два варианта – единичное и множественное. Описывать подобные вещи – занятие неблагодарное, поэтому посмотрите примеры его работы.

 

Поле для полетов творческой мысли огромное: ведь эхо комбинируется с арт-фильтрами. Надо сказать, что лучше использовать штатив, тогда шлейф возникнет только за движущимися объектами, и результат будет выглядеть скорее как находка, а не как технический брак.

Многие компании добавляют возможность искусственного расширения динамического диапазона JPEG-версий. Называются эти функции по-разному, есть они и в OM-D E-M5. Но разработчики Olympus пошли дальше и создали инструмент Curves. Это действительно мастер-кривая, но с зафиксированными конечными и центральной точкой. Управление производится парой колес на верхней панели камеры, точку перемещения выбрать нельзя, так что кривые скорее параметрические. Они применяются к JPEG, результат можно предварительно оценить на экране в режиме реального времени.

Эксплуатация

Съемка камерой Olympus OM-D E-M5 доставляет истинное наслаждение. Компактный и легкий корпус по достоинству оценят те, кто подолгу не расстается с аппаратом. Скорость реакции поражает: с момента включения питания нужно всего пару-тройку секунд до съемки первого кадра. Автофокус OM-D E-M5 на основе анализа контрастности изображения заслуженно считается одним из самых быстрых в сегменте беззеркальных камер и уверенно конкурирует с комбинированными фазово-контрастными системами. Я отснял более тысячи кадров в разных условиях – на улице и в помещении, при искусственном освещении и при солнечном свете. Могу сказать, что по вине автофокуса не было ни одного бракованного сюжета.

Olympus OM-D E-M5 

Модуль пятиосевой оптической стабилизации

Заслуживает всяческих похвал система внутрикамерной оптической стабилизации. При съемке неподвижных объектов я использовал выдержку 1/20 и получал нормальные кадры даже при фокусном расстоянии 50 мм, что по углу зрения эквивалентно 100 мм полнокадрового аппарата.

Отказ от оптического видоискателя в пользу электронного обернулся для беззеркальных камер повышенным энергопотреблением. OM-D E-M5 заставил вспомнить пленочные времена: на одном заряде аккумулятора (без дополнительного батарейного блока) у меня получалось сделать примерно 250 кадров за один день интенсивной съемки. По меркам зеркальных аппаратов это маловато, но с другой стороны, многие ли «во время оно» снимали больше семи рулонов пленки за день?

Система меню традиционная для Olympus. Основные параметры доступны сразу, но для некоторых настроек придется попутешествовать… В такой ситуации пригодились бы слоты с пользовательскими настройками на разные случаи, но их нет.

Экран у OM-D E-M5 сенсорный. Возможно, я отстал от жизни, но за все время работы мне ни разу не захотелось воспользоваться этим режимом. Если вы поклонник управления пальцами, то аппарат вас не разочарует. Технология емкостная, скорость реакции и точность – отличные.

Компания Olympus выпустила также подводный бокс для OM-D E-M5. Он маленький и это, пожалуй, важнейший аргумент для тех, кто хочет запечатлеть красоты морских глубин.

Olympus OM-D E-M5

Olympus M.Zuiko Digital 12-50 mm f/3,5-6,3

Камера Olympus OM-D E-M5 может поставляться как без объектива, так и с ним. Кроме уже знакомого владельцам аппаратов серии Pen комплектного M.Zuiko Digital 14-42 mm f/3,5-5,6 в линейке оптики Olympus появился очень интересный объектив M.Zuiko Digital 12-50 mm f/3,5-6,3. Да, он в несколько раз дороже «обычного комплектного», но действительно стоит потраченных средств.

Начнем с того, что фокусное расстояние стартует не 28 а с 24 мм, а это существенный выигрыш в целом ряде съемочных ситуаций.

Olympus OM-D E-M5

Эквивалент 24 мм

Olympus OM-D E-M5

Снято с той же точки, но со «старым» китовым объективом 14-42 мм, эквивалент 28 мм

Удлинение в телеположении с 84 мм до 100 мм несильно бросается в глаза, тем более что диафрагма закрывается до значения 6,3, а это, согласитесь, темновато.

Olympus OM-D E-M5

Кратность трансфокатора – 4,2х.
Искажения в широкоугольном положении есть, особенно страдают вертикальные линии при наклоне камеры относительно линии горизонта. Однако в Adobe Photoshop искажения исправляются просто и качественно, особенно новым фильтром Adaptive Wide Angle из CS6.

Резкость не вызывает нареканий (с учетом цены). В комплекте поставки нет бленды, она предлагается как дополнительный аксессуар. Объектив неплохо держит контровый свет, но направлять его на солнце не стоит.

Olympus OM-D E-M5

Детали крана растворились в солнечном диске, заметен не совсем эстетичный блик (lens flare). Обработанный вариант.

Olympus OM-D E-M5

Исходная версия

Пока камера не устраняет хроматические аберрации (такую функцию теоретически могут добавить в следующих версиях прошивки). В телеположении объектива они присутствуют.

Olympus OM-D E-M5

Посмотрите на выкадровку в масштабе 100%. Слева – фрагмент из RAW, в котором настроены черная и белая точки, а повышение резкости отключено. В целом – не смертельно, но снимок нуждается в коррекции. Посередине – тот же фрагмент, но при конвертации в ACR 7,1 была дополнительно включена опция удаления хроматических аберраций. Придраться сложно. Справа – эти фрагменты, наложенные один на другой в режиме Difference. Это и есть удаленные хроматические аберрации.

Объектив работает и в макрорежиме. Переключатель находится на корпусе, но все не так просто – кроме нажатия на соответствующую кнопку требуется сдвинуть кольцо трансфокатора в крайнее переднее положение. При этом устанавливается неизменное фокусное расстояние 43 мм (86 мм в 35-мм эквиваленте).

Объектив фокусируется при размере снимаемой области примерно 26х36 мм. При этом минимальное расстояние от передней линзы до объекта примерно равно 65 мм, что позволяет не принимать дополнительные меры для его освещения. Увеличение составляет х0,72 в эквиваленте 35-мм камеры (значение менее единицы говорит о том, что система фактически не увеличивает объект, поскольку его проекция на светочувствительную область меньше фактических размеров), однако, принимая во внимание цену и универсальный характер объектива – результат отличный.

Видеографы по достоинству оценят моторизированный привод трансфокатора, фокусное расстояние меняется с постоянной скоростью при простом отклонении кольца. В сочетании с отличной системой оптической стабилизации это позволяет снимать многие сюжеты без штатива. Мотор работает настолько тихо, что даже встроенный микрофон его почти не «слышит». Переключение между ручной и моторизированной трансфокацией производится простым перемещением кольца выбора фокусного расстояния: в ближнем (к камере) положении управление ручное, в среднем – моторизированное. Дальнее (от камеры) положение используется, как уже было сказано, для перевода в макрорежим. Ход переключателя достаточно легкий, поэтому после переноски я несколько раз сталкивался с тем, что вместо ручного оказывался включенным моторизированный режим. Мне кажется, что дополнительный фиксатор не помешал бы.

На объектив вынесена еще одна кнопка с назначаемой через меню функциональностью.
Ручная фокусировка выполняется достаточно узким кольцом. Оно расположено недалеко от кольца управления трансфокатором, благо рифления у них разные и хорошо различаются на ощупь. Направление фокусировки задается через меню.

Связка камера-объектив продемонстрировала неплохие результаты при съемке со следящей автофокусировкой, но на некоторых кадрах из серии были промахи. В качестве оправдания можно отметить, что 4,2 к/с – скорость немалая. При зафиксированном объективе этот показатель вырастает до почти рекордных 9 к/с.

Olympus OM-D E-M5

Диаметр объектива практически постоянный, в самом толстом месте – 58 мм, длинна – 83 мм, при изменении фокусного расстояния габариты не меняются, передняя линза остается неподвижной. Масса – 212 г. Байонет цельнометаллический. Резьба под фильтр 52 мм. Объектив имеет такой же класс пылевлагозащиты, как и камера, это значит, что можно снимать под мелким дождиком или в пыли, но вынимать его из аппарата в таких условиях, естественно, не стоит.

Качество съемки

Если быть кратким, то все великолепно. Вы можете посмотреть полноразмерные снимки (JPEG из камеры, без обработки) из студии, сделанные при нормальном и недостаточном освещении в этом альбоме. Там же лежат несколько кадров, обработанных в Lightroom.

ISO 3200 – вполне рабочее значение, 6400 принимается с оговорками, все остальное годится для Web или экранного просмотра с обязательным уменьшением. Традиционно из RAW можно добыть изображение пристойного качества при значении ISO на одну-две ступени выше. Не стоит сбрасывать со счетов возможность уменьшения (16 мегапикселов позволяют) для борьбы с артефактами.

Автоматическое определение баланса белого в JPEG хромает в сложных условиях освещения, поэтому необходимо либо пользоваться пресетами, либо настраиваться по серой карте. Говорить о цветопередаче в RAW практически бессмысленно. Во-первых, на этапе пост-обработки нейтральный цвет назначается в программе. Во-вторых, можно достаточно просто спрофилировать камеру (например, используя SpyderCheckr компании Datacolor).

Динамический диапазон снимков широкий, особенно учитывая формат Micro 4/3. С ростом чувствительности наблюдается его сужение в тенях, но до ISO 3200 заметить это сложно.

Субъективная оценка

Если оценивать аппарат по пятибалльной шкале, то ему можно смело ставить 4 с плюсом. Серьезная претензия только одна – соотношение емкости аккумулятора и энергопотребления вынуждает купить дополнительную батарею. Положительных моментов гораздо больше – это и отличное качество снимков, и массогабаритные показатели и удобство эксплуатации. Добавьте широкий модельный ряд объективов (как Olympus, так и других производителей) и получается очень интересная системная камера.

При подготовке материала использовалась камера с версией прошивки 1.1

Текущая цена по данным Hotline

Впервые опубликовано на сайте itc.ua