Adobe Photoshop для фотографа

Adobe Camera RAW 7.1: HDR без HDR-артефактов

Обновление модуля «проявки цифровых негативов» Adobe Camera RAW до версии 7.1 прошло без фанфар. И совершенно зря, поскольку многие пользователи даже не прочитали сакраментальное «что нового».

Для тех, кто серьезно занимается цифровой фотографией, безусловно, важнее были новшества, появившиеся в седьмой версии: смена алгоритмов (по терминологии Adobe – Process Version) c 2010 на 2012, кроме прочего, расширила возможности по извлечению деталей в светах и тенях контрастных снимков. Однако две пары ползунков, отвечающих за раздельную обработку точек белого и черного и прилегающих к ним светов и теней, не могут стать панацеей, избавляя от одного из главнейших недугов цифровой фотографии – узости динамического диапазона.

Снимок, обработанный по «классическому рецепту» в ACR 7.1

Снимок, обработанный в ACR 7.1 по «HDR-технологии»

При радикальном осветлении теней (+100) неизбежно проявляется шум. В светах это заметно меньше, но шум, конечно, тоже есть.

Фрагмент RAW-файла (масштаб 100%) с осветлением теней (Shadows +100) Фрагмент файла, собранного по технологии HDR и обработанного в ACR (Shadows +100)

Изобретенная для преодоления узости динамического диапазона технология HDR (съемка нескольких кадров с эксповилкой и их последующее объединение в одно изображение в графических редакторах или непосредственно в камере) отчасти помогает. Но все виденные мной «сторонние» программы используют алгоритмы размытия для определения областей, куда будет подмешиваться информация из более темных или более светлых кадров на этапе сужения динамического диапазона. Результат известен – ореолы часто портят результат.

Вернемся к ACR 7.1. Неприметный пункт «поддержка 32-битных файлов» на самом деле открывает новую эпоху в цифровой фотографии. Я действительно не боюсь назвать простое повышение разрядности новой эпохой. Пока не ясно, когда вычислительной мощности процессоров в камерах хватит для обработки данных в реальном времени с 32-битовой точностью (пока лучшие экземпляры используют 14 бит). Кроме роста производительности процессора, повышение разрядности, несомненно, потребует и более качественных сенсоров и аналого-цифровых преобразователей. Поживем – увидим. Но достоинства 32-битных файлов можно оценить прямо сейчас. У описанной ниже методики много недостатков, ограничивающих область ее применения. Тем не менее, давайте экспериментировать. Ни одна существующая цифровая фотокамера не способна создавать 32-битные файлы. Зато есть программное обеспечение, которое может сложить несколько кадров, сделанных с эксповилкой, и на выходе дать 32-битный файл.

Заготовки для создания 32-битового файла

Начнем с того, что это, конечно, не совсем «честные» 32 бита. Программное обеспечение использует несколько кадров, в которых разные области тонального диапазона лежат там, где сенсор дает лучшие результаты – из недодержанных снимков берутся света, которые оказываются в середине тонального диапазона матрицы, из переэкспонированных – тени, которые также сдвигаются к середине. Ловкость алгоритмов и никакого обмана!

Для складывания кадров с разной экспозицией лучше использовать Adobe Photoshop, но подойдет любая программа, сохраняющая файлы в 32-битовом формате. Дайте команду File>Automate>Merge to HDR Pro и запустится отличный инструмент повышения разрядности снимка.

Еще один недостаток сэндвича из эксповилок – артефакты, возникающие при смещении камеры между экспозициями или смещения объектов в кадре. Привидения (Ghosts) бывают незначительные, с ними Photoshop справляется. Но с большими проблемами алгоритмы совладать пока не могут. Съемка со штатива – главное условие удачного совмещения, для заморозки движения надо или делать искусственную подсветку, или уменьшать выдержку, а то и другое во многих случаях проблематично.

После экспериментов с выбором опорного кадра для инструмента Remove Ghosts мы получаем 32-битный файл.

Ранее вариантов его редактирования было два.

  • Первый и самый очевидный – использовать подключаемый модуль для креативного приведения 32-битного тонального диапазона к 16-ти или 8-битному. Мне нравится Nik Software HDR EFEX Pro, кому-то Photomatix, есть и другие программы.
  • Второй вариант заключался в использовании встроенных в Photoshop (с версии CS4) инструментов. HDR Toning кроме алгоритма Local Adaptation (на базе размытия) предлагает еще три, но ни один из них не позволяет управлять по отдельности частями тонального диапазона в достаточной мере. Можно при переводе из 32 бит в 16 воспользоваться алгоритмами Equalize Histogram или Highlights Compression, а уже потом 16-битные файлы доводить до ума, но смысла в таком подходе мало: пытаясь уйти от узости тонального диапазона мы возвращаемся к 16 битам (хотя они, теоретически, содержат больше информации чем RAW).

Теперь достаточно сохранить полученный в результате сложения экспозиций файл в формате TIFF 32 бита для последующей обработки. Желательно включать компрессию без потерь (LZW), иначе размеры файла будут неоправданно большими.

Откроем TIFF еще раз в Photoshop и вау, видим Adobe Camera RAW!

32-битный TIFF редактируется в ACR 7.1

Мы можем раздельно регулировать приграничные области тонального диапазона. На практике это означает: почти всегда осветлять тени и притемнять света. Значения +100 и -100 используются часто, но, как и положение черной и белой точек, все зависит от сюжета.

Если для сборки файла использовалось достаточное количество кадров (пять или даже семь), то об ограничении +/- 1 ½ ступени экспозиции можно забыть: у вас в запасе должно оказаться три ступени и даже больше. Остальные инструменты работают как минимум не хуже. Не забывайте о градиентном фильтре с массой настроек (в том числе и аналогом баланса белого).

Не спешите покидать Camera RAW. Если не сделали этого раньше, настройте модуль на открытие файла как Smart-объекта, тогда вы сможете неоднократно менять параметры обработки без ущерба для качества изображения (технология неразрушающего редактирования тут очень кстати) в любой момент творческого процесса, не привязываясь к линейной истории.

Неприметный пункт «поддержка 32-битных файлов» на самом деле открывает новую эпоху в цифровой фотографии.

Мало того, если вы владеете методикой выборочного смешения слоев (через функцию Blending Options), то сможете применить самые изощренные приемы. Только не копируйте слои перетаскиванием на пиктограмму нового слоя на панели Layers – созданные таким образом копии связаны с одним Smart-объектом. Когда вы измените параметры «проявки» одного слоя, Photoshop будет транслировать изменения на все слои-копии.

По настоящему независимый Smart-объект создается командой Layer > Smart Objects > New Smart Object via copy. При работе со Smart-объектами можно менять цветовую модель не сводя слои, однако Apply Image по понятным причинам не работает, так что сохраните резервную копию файла со Smart-объектами и отрастрируйте их для дальнейшей коррекции.

Испольование Adobe Camera RAW для не-RAW-файлов известно давно. По этому адресу можно бесплатно скачать скрипт Edit Layers in ACR 1.1.5, написанный Расселом Брауном (креативным директором Adobe), на его сайте www.russellbrown.com есть инструкции по установке и применению.

Надо признать, что при редактировании 32-битных файлов в ACR появляются артефакты. Но их количество (особенно в очень ярких областях, граничащих с бликами) меньше, чем при других методиках, следовательно, устранить их проще.

Добро пожаловать в 32-битную фотографию и желаю творческих успехов!