Adobe Photoshop для фотографа

Тонирование монохромных изображений

Этот материал продолжает серию публикаций под общим названием «Чёрное и белое в цифровом фотомире», посвященную вопросам преобразования цветных снимков, полученных цифровыми фотокамерами, в монохромные изображения.

Несмотря на то, что тонирование монохромного изображения может показаться странным – ведь совсем недавно мы избавились от цвета, а теперь добавляем его, хотя и в ограниченном количестве, противоречия на самом деле нет. Тонирование помогает усилить впечатление от снимка, добавляя специфичные нотки, подобно тому, как в кулинарии специи подчеркивают/оттеняют основной вкус блюда.

В аналоговой фотографии тонированию подвергают бумагу, светочувствительный материал или обе составляющие снимка сразу.

За долгие годы были разработаны множество методик тонирования, от простого замачивания в чае или кофе до изощренных химических реакций.

Отпечатки с использованием альтернативных (несеребрянных) светочувствительных материалов зачастую также имеют окраску, вызванную собственным цветом нерастворимых в проявителе соединений. Но следует понимать, что имитация альтернативных техник печати не должна ограничиваться тонированием, поскольку они отличаются от традиционных не только окраской, но и характером распределения тонов в кадре.

В Photoshop есть несколько способов тонировать снимок.

корректирующий слой Hue/Saturation

Самый простой (и дающий минимум возможностей влияния на результат) – корректирующий слой Hue/Saturation. Когда вы отметите чек-бокс Colorize, начнут работать два движка – Hue задает цветовой тон, а Saturation – насыщенность. Неудобство этого способа – сложность точного задания цвета: ну, скажите, кто из вас или ваших знакомых говорит Hue 28? Могут называть RGB, Lab или Pantone. Естественно, нужные значения можно посмотреть в Color Picker, но к чему такие сложности? Движок Lightness трогать не стоит, поскольку он меняет яркость уже отредактированного изображения.

корректирующий слой Photo Filter

Следующий способ тонирования – корректирующий слой Photo Filter. У него два достоинства: простота выбора цвета и чек-бокс Preserve Luminisity.

Наличие заготовки «Сепия» скорее недостаток, так как порождает массу одинаково тонированных работ. Если уж вы взялись за тонирование, попробуйте подобрать свой вариант цвета. Чтобы сделать это, достаточно подвести курсор мыши к цветному квадратику и нажать левую кнопку. Откроется стандартное окно задания цвета Color Picker.

Движок Density определяет силу воздействия, а уже упомянутый чек-бокс Preserve Luminisity не дает изменяться яркости.

корректирующий слой Color Balance

Третий способ отличается от описанных способом задания цвета и наличием возможности раздельной работы в тенях, середине тонального диапазона и светах. Это корректирующий слой Color Balance. Три ползунка отвечают за базовые цвета – красный, зеленый и синий, но вместо привычных уровней 0-255 система счисления иная: от -100 до +100, что еще более запутано, чем Hue/Saturation. Действие чек-бокса Preserve Luminisity аналогично.

Обратите внимание, что изменить цвет самых темных участков снимка все три описанных способа не могут (вне зависимости от цветовой модели).

Окно выбора цвета Color Picker

Наибольшую гибкость дает корректирующий слой Solid Color. При его добавлении сначала появляется окно Color Picker, и весь снимок исчезает под выбранным цветом. Чтобы получить желаемое изображение необходимо сменить режим наложения этого слоя. Но вот на какой? Самый очевидный ответ, конечно, Color. Это означает, что окраска пиксела берется с верхнего слоя, а его яркость – с нижнего. Однако в Photoshop есть еще несколько интересных в контексте тонирования режимов наложения.

В принципе, использование сгенерированных градиентов для иллюстрации тех или иных аспектов обработки фотографий – не лучшая идея. Однако иногда вполне допустимая, например, чтобы показать разнообразие эффектов, которые можно получить, экспериментируя с режимами наложения корректирующего слоя Solid Color.

исходный файл

Вот исходный файл – простой градиент от сплошного черного к белому.

корректирующий слой Solid Color в режиме Color

Так он выглядит, если наложить корректирующий слой Solid Color в режиме Color.

корректирующий слой Solid Color в режиме Overlay

Сменим режим на Overlay. Обратите внимание, как изменился цвет в середине тонального диапазона.

корректирующий слой Solid Color в режиме Soft Light

В режиме Soft Light (по сравнению с Overlay) середина тонального диапазона стала светлее, а цвет снова немного меняется.

корректирующий слой Solid Color в режиме Hard Light

Hard Light дает, на первый взгляд, неприемлемые результаты – света слишком окрашены, что приводит к снижению общей контрастности. Но посмотрите на тени. Впервые самые темные участки перестают быть угольно черными, приобретая пусть слабую, но окраску. Исключить света из действия фильтра позволяет одна простая манипуляция с движком в окне Blending Options, о котором речь пойдет далее.

корректирующий слой Solid Color в режиме Vivid Light

Vivid Light добавляет новые, самые неожиданные цвета в светах. Возможно, в некоторых снимках они окажутся весьма кстати. Блики сохраняют белый цвет, но без дополнительных настроек Blending Options переход может показаться недостаточно плавным.

корректирующий слой Solid Color в режиме Linear Light

Linear Light похож на Hard Light, но характер несколько иной, изменяются и цветовые вариации.

корректирующий слой Solid Color в режиме Pin Light

Pin Light отличается расширением светов и сужением средней части тонального диапазона в сторону теней.

корректирующий слой Solid Color в режиме Hard Mix

Последний режим наложения, Hard Mix, дает, на первый взгляд, непригодные результаты.

корректирующий слой Solid Color в режиме Hard Mix

Однако стоит понизить степень заполнения (ползунок Fill, не путайте с плотностью самого слоя Opaсity) и картина меняется. Света раскрываются, а тени, наоборот, получаются «забитыми».

До сих пор все режимы наложения рассматривались в рамках цветовой модели RGB. Несколько другие результаты получаются, если перевести изображение в Lab не сводя слои. Во-первых, в Lab можно тонировать блики (что повторяет методику окрашивания бумаги при аналоговой печати) – участков чисто белого цвета на снимке не будет. Во-вторых, в Lab самые глубокие тени могут быть окрашены, что в RGB получается редко. Это дает простор для имитации некоторых альтернативных технологий печати, где настоящего черного цвета вовсе нет, а тени имеют цвет реактива. В-третих, цвета в Lab будут отличаться от тех, что получаются в RGB даже при использовании одинаковых установок цвета тонирующего слоя.

В заключение необходимо рассмотреть еще одну важную технику, основанную на использовании дополнительных настроек слоев Blending Options. Идея проста: Blending Options позволяет регулировать силу применения эффекта на основе информации о цвете или светлоте пикселов двух слоев. На практике это означает, что можно быстро и без создания масок вручную применять, например, тонирование (хотя механизм Blending Options очень широко используется в Photoshop) к определенным частям тонального диапазона.

Оригинал

Вот оригинал. Мы хотим сделать теплые тени и холодные света, чтобы передать атмосферу высокогорной речки.

Тени тонированы, света исключены

Сначала подберем цвет и режим наложения для теней, а затем исключим света регуляторами Blending Options. Поскольку снимок лежит на нижнем слое, регулировать будем именно нижний слой. Чтобы переход был плавным, разделим регулятор светов (нажмем клавишу Alt и подвинем один из треугольников влево).

Света тонированы, тени исключены

Для наглядности отключим первый корректирующий слой Solid Color. Далее подберем цвет и режим наложения для светов, создав еще один корректирующий слой Solid Color а затем исключим тени регуляторами Blending Options. Остается включить слой, тонирующий тени и подобрать их соотношение.

Результат комбинации двух корректирующих слоев

Тонирование снимков – огромное поле для творческих экспериментов. Комбинируя режимы наложения корректирующих слоев Solid Color и разные положения регуляторов Blending Options можно не только изменить цвет, но и характер передачи тонов в кадре.

В материалах серии «Чёрное и белое в цифровом фотомире» читайте:

Перевод цветных снимков в черно-белые. Обзор базовых инструментов Photoshop.

Креативные методы преобразования цветных изображений в черно-белые.

Имитация эффектов (или дефектов?) пленочной фотографии: виньетирование.

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: пленочное зерно.

Перевод цветных снимков в черно-белые. Подключаемые модули: Nik Software Siver Efex Pro 2.