Adobe Photoshop для фотографа

Имитация эффектов (или дефектов?) пленочной фотографии: зерно

Этот материал продолжает серию публикаций под общим названием «Чёрное и белое в цифровом фотомире», посвященную вопросам преобразования цветных снимков, полученных цифровыми фотокамерами, в монохромные изображения.

В аналоговой черно-белой фотографии в качестве светочувствительного материала используются соединения серебра. Под воздействием света они переходят в нерастворимую (в проявителе) форму, поэтому изображение после проявки становится видимым.

Кстати оттенки серого образуются благодаря разной концентрации их нерастворимых соединений: где их стало больше, там свет проникает/отражается меньше. Почти как в полиграфии или при печати на лазерном принтере, только вместо растра – регулярной структуры – хаотичный набор точек неправильной формы и разных размеров.

Характеристики пленочного зерна зависят от множества факторов – типа пленки и расчетных характеристик, сырья, условий ее изготовления и хранения (как до экспонирования, так и после), параметров экспозиции при съемке, состава химикатов и режима проявления (время, температура, интенсивность перемешивания раствора), увеличения при печати, типа бумаги, условий ее экспонирования, проявки и т.д. Поэтому использование изображений реального пленочного зерна (например, полученных на высококачественных барабанных сканерах) не имеет в художественной фотографии особого смысла: дело это трудоемкое, а управлять можно лишь размерами и плотностью.

Поищите в Internet файлы с отсканированными с реальных пленок образцами зерна для экспериментов. Но учтите, что воспользовавшись ими раз-другой-третий вы рискуете: при размещении работ рядом (например, серия на выставке) дотошный зритель может заподозрить обман – ведь на пленке зерно всегда располагается хаотично, а при наложении одной и той же текстуры на разные кадры имитация становится заметнее. Конечно, есть зеркальное отражение по вертикали и горизонтали, но, согласитесь, при активной работе в черно-белой фотографии это в итоге – тупиковый путь.

Лучше научиться имитировать разнообразное пленочное зерно, чем пытаться воспользоваться реальными образцами – ведь они характерны только для того набора параметров, который сложился в ходе производства, экспонирования и обработки конкретного ролика.

Чтобы достоверно имитировать эффект съемки на крупнозернистую пленку, необходимо представлять себе суть аналогового процесса.

Первое, на что следует обратить внимание – размер зерна. Как уже говорилось, он зависит от множества факторов. И коэффициент увеличения негатива при печати, пожалуй, важнейший из них. Подумайте, на какую «пленку» вы хотели бы снять свой сюжет. На стандартную 35 миллиметровую? Или широкую? Какой тогда формат кадра: 6х4,5 или 6х9? Какого размера будет ваш отпечаток? 30х45? Чтобы получить такое фото, негатив 35 миллиметровой пленки размером 24х36 мм нужно увеличить в 12,5 раз. А печатать с  широкой пленки с форматом кадра 6х9, то потребуется примерно пятикратное увеличение. Соответственно, если допустить, что на обеих пленках размеры зерна одинаковые, то на отпечатках одинакового размера вы бы увидели, что зерно с широкой пленки примерно в два раза меньше.

В Photoshop есть много способов имитации пленочного зерна.

Самый простой заключается в создании нового слоя, заливке его 50% серым (Команда Fill из меню Edit или комбинация клавиш Shift+F5), добавлении шума командой Add Noise (Меню Filter>Noise>Add Noise) и смене режима наложения слоя на Overlay (этот режим задается и для отсканированного пленочного зерна). Возможно, потребуется снижение непрозрачности слоя с шумом, чтобы сделать его менее бросающимся в глаза.

Фильтр Add Noise

У фильтра Add Noise есть несколько настроек. Во-первых, можно выбрать тип распределения шума. Шум, сгенерированный на основании алгоритмов Гаусса (Gaussian), воспринимается более натурально (выглядит не так искусственно). Обязательно отмечайте чек-бокс Monochromatic, иначе на изображении появятся неприятные цветные точки. Ползунок Amount определяет, как много шума будет создано.

Изменить размер «зерна» просто: достаточно выбрать масштабирование (Edit>Transform>Scale или комбинация Ctrl-T) и задать размер увеличения. Только не забудьте, что масштабирование должно быть одинаковым по двум осям, иначе вместо зерна получатся неряшливые полосы.

Не бойтесь экспериментировать со слоем шума и сохраняйте промежуточные варианты – жесткий диск все стерпит, а начинать работу с нуля бывает грустно.

Чтобы изменить характер «зерна», попробуйте сначала применить размытие (фильтр Gaussian Blur: Filter>Blur>Gaussian Blur).

Установите небольшой радиус – тут все зависит от размеров отпечатка и виртуального негатива, который вы имитируете.

Затем можно поиграться с кривыми на корректирующем слое Curves (только не забудьте ограничить его действие исключительно слоем с шумом – при нажатой клавише Alt подведите курсор к границе двух слоев в палитре Layers, а когда тот изменит форму на пару пересекающихся колец, нажмите кнопку левую мыши) или поднять резкость размытого шума фильтром Unsharp Mask (Filter>Sharpen>Unsharp Mask).

Как вы помните, у Photoshop есть замечательная функция Smart Filters. Она будет очень кстати при экспериментах. Сначала сконвертируйте слой с шумом командой Filter>Convert to Smart Filters, а затем приступайте. Всегда есть возможность добавить новый фильтр и при этом изменять параметры предыдущего.

Разные пленки дают различную контрастность. Даже одинаковые пленки, снятые и обработанные по-разному, дают различную контрастность. Добавьте к этому двухэтапный процесс получения отпечатка в аналоговой фотографии. Ведь негатив и позитив экспонируются и обрабатываются по отдельности, что дает очень широкий спектр вариаций!

Чтобы достичь определенного визуального эффекта в аналоговой фотографии, фотограф должен обладать серьезными технологическими навыками, знать какого типа/характеристики/производителя материалы ему потребуются  (и иметь возможность, в том числе и финансовую, применять такие материалы в своей работе). Он должен экспериментировать. И при этом нет никакой гарантии, что в результате он получит именно такой отпечаток, как задумывал.

Цифровая фотография в этом смысле намного проще. Достаточно включить простую функцию камеры и та запишет не один, а целых пять кадров с заданной эксповилкой. На этапе постобработки всегда можно вернуться на один шаг назад, попробовать другой сценарий и даже объединить результаты обработки одного кадра несколькими способами в финальное изображение.

Однако мы отвлеклись. Вернемся к зерну. Основная проблема описанного способа его имитации в том, что слой накладывается в режиме Overlay, а значит, шум будет равномерно распределен и в светах, и в полутонах, и в тенях. На пленке все происходит по-другому. В светах зерно мельче и его меньше. В тенях оно не так бросается в глаза. Выходит, нужен способ уменьшить зернистость в светах и тенях, оставив ее в полутонах. Делается это по-разному. Самый простой способ – отрегулировать Blending Options.

Blending Options

Поскольку слой с шумом не содержит информации о снимке, нам потребуется нижний слой. Удерживая клавишу Alt нужно поочередно разделить ползунки и сдвинуть их половинки ближе к центру. Насколько? Все снова зависит от изображения и «зерна».

По точности этот инструмент напоминает инструмент Levels, только вместо средней точки получается отрезок средних значений.

Если вы хотите точнее контролировать распределение, тогда следует воспользоваться маской. Сделать ее просто. Достаточно продублировать снимок в новый документ. Сделайте активным нужный слой, нажмите правую кнопку мыши и из контекстного меню выберите пункт Duplicate Layer. Появится окно, в котором можно выбрать, в какой документ попадет дубль, и если он будет новым, то дать ему имя. По большому счету, еще один документ не особо нужен – все можно сделать и в основном, но так просто удобнее, поскольку не приходится отвлекаться на постоянное включение/выключение видимости тех или иных групп и слоев.

Наш снимок уже черно-белый, поэтому он отлично подходит на роль маски. В тенях и светах она должна быть темной, тогда шум будет заметен меньше, а в полутонах – светлой, почти белой, чтобы шум остался видимым. Но абсолютно черных больших областей допускать не стоит, поскольку пусть и в минимальных количествах, но пленочное зерно присутствует везде, за исключением бликов. Идея кривой, которую иногда называют «обратной U-образной», показана на иллюстрации.

Точка светов опускается и становится почти такой же черной, как тени. Средняя точка поднимается вверх, чтобы осветлить маску и пропустить максимальное количество шума в полутонах. Возможно, вы захотите вместо одной средней точки сделать две и между ними создать горизонтальный отрезок – именно так работает Blending Options (кстати, разведение половинок ползунков эквивалентно размытию маски). Темный край кривой сдвинут вверх, маска там будет не черной а темно-серой: в тенях шум лучше сохранить. Регулируя крутизну и форму наклона участков кривой можно добиться различного характера проявления шума в разных областях тонального диапазона снимка.

Перед использованием маску желательно размыть фильтром Gaussian Blur (Filter>Blur>Gaussian Blur) с небольшим радиусом, чтобы переходы были плавными. Теперь маска может занять свое место в основном файле.

Да, по сравнению с Blending Options, маска дает возможность тоньше контролировать наложение шума. Но у Blending Options есть одно неоспоримое преимущество – наглядность во время настройки.

В процессе работы над маской может понадобиться несколько итераций. Неоценимую помощь окажет корректирующий слой Curves, поскольку можно редактировать кривую многократно. Фильтр Gaussian Blur также можно применять не напрямую, а через Smart Filters, варианты лучше сохранять в Snapshots (пиктограмма фотокамеры на панели History).

В материалах серии «Чёрное и белое в цифровом фотомире» читайте:

Перевод цветных снимков в черно-белые. Обзор базовых инструментов Photoshop.

Креативные методы преобразования цветных изображений в черно-белые.

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: виньетирование.

Тонирование монохромных изображений.

Перевод цветных снимков в черно-белые. Подключаемые модули: Nik Software Siver Efex Pro 2.