Adobe Photoshop для фотографа

Имитация эффектов (или дефектов?) пленочной фотографии: виньетирование

С технической точки зрения виньетирование – особенность работы объектива фотокамеры, которая выражается в падении освещенности светочувствительного элемента (матрицы) по краям снимка. Считается, что чем лучше объектив, тем меньше заметен на снимках эффект виньетирования.

Виньетирование можно измерить (например, посредством аппаратно-программного комплекса Imatest) или оценить в графическом редакторе, открыв файл со снятым на просвет равномерно белым материалом и записав показания из разных точек кадра инструмента Eyedropper (вызывается также клавишей I) в палитре Info.

Виньетирование зависит от конструктивных особенностей объектива и использованных при его производстве материалов. Зачастую виньетирование меняется при изменении фокусного расстояния у зум-объективов и/или диафрагмы.

На снимке справа эффект виньетирования намеренно усилен

В пленочной фотографии виньетирование превратилось из дефекта в один из художественных приемов, призванных сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте съемки путем затемнения краев кадра. Как правило, для этого эффект виньетирования усиливался при печати – во время экспонирования между объективом фотоувеличителя и фотобумагой помещалась маска, уменьшавшая количество света. Чтобы получить плавное затемнение краев, маска вручную хаотично перемещалась в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

В цифровой фотографии существует множество способов имитации эффекта виньетирования на этапе постобработки снимков.

Один из них заключается в создании нового слоя, на котором мягкой кистью большого размера (Brush Tool, клавиша B) черным цветом рисуется затемняющая маска. При необходимости она размывается с достаточно большим значением радиуса (например, фильтром Gaussian Blur), после чего необходимо подобрать режим наложения и непрозрачность слоя. Этот способ интересен тем, что позволяет точнее контролировать форму маски и ее плотность, но требует сноровки и лучше реализуется при использовании планшета, а не мыши. Можно предварительно задать режим наложения, например, Multiply, тогда процесс будет еще более наглядным.

Если же необходимо просто добавить виньетирование, лучше воспользоваться фильтром Lens Correction (вызывается через меню Filter или комбинацией клавиш Ctrl+Shift+R). При каждом запуске Lens Correction Photoshop проверяет свою базу данных объективов. Поскольку мы не собираемся корректировать искажения, вносимые оптической системой, для ускорения работы можно нажать кнопку Canсel.

Во вкладке Custom за виньетирование отвечают два ползунка – Amount, определяющий насколько сильно будут затенены края, и Midpoint, определяющий ширину зоны затемнения и характер перехода.

Фильтр Lens Correction

Ползунок Amount позволяет не только затемнять, но и осветлять края изображения. При перемещении влево от центральной точки он добавляет эффект виньетирования, а при перемещении вправо – наоборот, устраняет (для чего, он, собственно и задумывался).

Ползунок Midpoint фактически управляет размытием и шириной затемняющей маски. Чем оно больше, тем темнее получается весь снимок, а эффект виньетирования менее заметен. Шкала ползунка разделена центральной точкой со значением 50. Максимальное размытие соответствует нулевой отметке. Более похожие на «аналоговые» результаты дает установка значений от 70 до 100 (ползунок перемещается вправо).

Как и многое в Photoshop, лучше добавлять виньетирование не в само изображение, а на дополнительный слой. Так проще регулировать силу эффекта и можно (например, используя маски) управлять процессом с требуемой точностью.

К сожалению, виньетирование невозможно добавить к пустому слою. Поэтому предварительно либо создайте копию слоя со снимком, либо залейте пустой слой 100% белым цветом (Shift+F5, White). Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Если вы работаете с копией изображения, то процесс подбора параметров виньетирования будет наглядным. Но вы теряете возможность использовать размытие этого слоя.

Если вы накладываете виньетирование на залитый белым слой, то представить себе результат начинающим бывает сложно, зато этим слоем можно манипулировать: размывать целиком или выборочно, применять другие режимы наложения и т.д.

Чтобы получить нужный эффект остается подобрать режим наложения (Multiply, Color Burn или Linear Burn) и задать желаемую непрозрачность слоя. При необходимости можно скрыть маской какие-либо области или создать еще одну (или несколько) копию слоя с виньетированием для усиления эффекта.

Вместо белого можно залить дополнительный слой 50% серым, но в этом случае работает только один режим наложения – Overlay.

Не существует готовых рецептов эффекта виньетирования. Все зависит от характера изображения, творческих задач и вкуса. Экспериментируйте, сохраняя результаты благодаря механизму Snapshot (пиктограмма фотокамеры на панели History).

Когда к снимку следует добавлять эффект виньетирования? Это очень важный вопрос, особенно в свете того, что возможность добавить этот эффект есть уже на первом этапе работы со снимком – при конвертации из RAW (как в Adobe Photoshop, так и в Adobe Photoshop Lightroom). Причем инструмент Post Crop Vignetting из вкладки Effects, доступный в обеих программах, имеет больше возможностей настройки, чем уже упомянутый фильтр Lens Correction.

Добавлять эффект виньетирования лучше в самом конце редактирования изображения, либо перед добавлением эффекта пленочного зерна, который должен быть последним перед сохранением финальной версии.

Почему? Операции с кривыми, повышение резкости, а уж тем более наложения слоев и т.п. меняют яркость/цвет практически всех пикселов в изображении (если, конечно, не использовалась маска). Следовательно, первоначально настроенный эффект виньетирования также изменится. В некоторых случаях возможно появление неприятных артефактов.

Соответственно, использование инструмента Post Crop Vignetting на этапе конвертации из RAW можно рекомендовать лишь в тех случаях, когда не планируется серьезное редактирование снимка.

Если вам нравится именно Post Crop Vignetting, существует возможность использовать его в Photoshop. Для этого понадобится приложение Bridge или его мини-версия из CS5. Отредактированный файл необходимо предварительно сохранить и закрыть, иначе открыть его в Adobe Camera RAW невозможно. К сожалению, на данном этапе поддерживается только два формата – JPEG и TIFF. Первый настоятельно не рекомендуется для хранения промежуточных результатов, поскольку каждое пересохранение приводит к потерям информации. Поэтому используйте TIFF. Учтите, что TIFF может быть как несжатым (следовательно, файл получается очень большого размера), так и сжатым. Photoshop позволяет сжимать данные внутри TIFF по нескольким алгоритмам, в том числе неразрушающим LZW и ZIP, использование которых не вредит изображению. Не выбирайте опцию сжатия TIFF c алгоритмами JPEG по уже упомянутой причине. Перед сохранением необходимо выполнить сведение всех слоев.

Если в Bridge или Mini Bridge выбрать файл и нажать правую кнопку мыши, то появится контекстное меню с пунктом Open in Camera RAW. Он нам и потребуется. В Adobe Camera RAW с TIFF-файлом можно делать все то же самое, что и с RAW (естественно, с учетом огромной технологической разницы между цифровым негативом и результатом его проявления).

Инструмент Post Crop Vignetting  

По сравнению с Lens Correction, у Post Crop Vignetting только одно преимущество. Оно заключается в трех ползунках, отвечающих за создание затемняющей маски.

Функция Blending Options

Действие ползунка Highlights в режиме Highlights Priority легко (и с большей точностью) повторяется функцией Blending Options при работе со слоями. Чтобы исключить из действия затемняющей маски самые светлые области, достаточно передвинуть влево ползунок, отвечающий за света основного слоя. При этом следует удерживать клавишу Alt, тогда Photoshop создаст плавный переход. Для цветных изображений можно регулировать характер наложения аналогично, выбирая тот или иной цвет.

Ползунок Feather управляет степенью размытия затемняющй маски. При установке нулевого значения получается рамка с четкими краями.

Ползунок Roundness отвечает за форму маски. При установке максимального значения в центре изображения появляется незатронутый действием фильтра круг, а при нулевом – маска стремится максимально повторить геометрию снимка.

Ползунок Midpoint регулирует ширину затемняющей маски.

Ползунок Amount управляет степенью затемнения/осветления краев снимка.

Кстати, функциональность Post Crop Vignetting можно совместить с описанным выше способом со слоями. Для этого потребуется либо сохраненная в TIFF копия изображения, либо пустой RGB-TIFF-файл такого же размера (в пикселах). После создания нужного виньетирования потребуется совместить его с исходным изображением в одном файле (копированием/вставкой) и провести нужные манипуляции со слоями.

В материалах серии «Чёрное и белое в цифровом фотомире» читайте:

Перевод цветных снимков в черно-белые. Обзор базовых инструментов Photoshop.

Креативные методы преобразования цветных изображений в черно-белые.

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: пленочное зерно.

Тонирование монохромных изображений.

Перевод цветных снимков в черно-белые. Подключаемые модули: Nik Software Siver Efex Pro 2.