Adobe Photoshop для фотографа

Креативные методы преобразования цветных изображений в черно-белые

Этот материал продолжает серию публикаций под общим названием «Чёрное и белое в цифровом фотомире», посвященную вопросам преобразования цветных снимков, полученных цифровыми фотокамерами, в монохромные изображения.

Когда цветное изображение преобразуется в монохромное, мы теряем две из трех составляющих контрастности, которая, собственно, и позволяет различить изображенные на снимке предметы.

В градациях серого нет места различиям цветовых тонов. Это означает, что вместо синего и красного, столь хорошо разделяемых визуально, получаются две градации серого. Причем, в зависимости от метода конвертации, они могут оказаться настолько близки, что собственно различий вы даже не заметите.

Пример исчезновения цветового контраста 

Файл, который вы видите, был создан искусственно. К правой половине изображения применен метод обесцвечивания путем создания корректирующего слоя Hue/Saturation, описанного в первой статье этого цикла. Представьте, что ваш снимок, полный ярких цветов, превращается в невнятную серую кашу…

 Пример значительного уменьшения контраста между участками разной насыщенности

Этот файл тоже создан с целью проиллюстрировать эффект нивелирования контраста, только в данном случае прямоугольники слева отличаются прежде всего насыщенностью.

Если вы сохраните их на свой компьютер и попробуете другие, также описанные ранее, методы обесцвечивания, результат, возможно, будет другим, но где гарантия, что в вашем снимке не попадется пара цветов, которые при конвертации не превратятся в едва различимые градации яркости?

Чтобы успешно решать такие проблемы в Photoshop был добавлен еще один метод перевода цветных изображений в монохромные – инструмент Black & White. До его появления приходилось использовать сложные методики, базирующиеся на смешении каналов с разными режимами наложения.

Итак, встречайте: главный союзник фотографа, желающего достичь максимально интересного результата при конвертации цветных снимков в монохромные, в Photoshop: Black & White.

Он вызывается либо через меню Image>Adjustments> Black & White либо соответствующим корректирующим слоем.

Меню Black and White

Корректирующий слой Black and White

Идея проста. Есть шесть базовых цветов – красный, зеленый и синий из цветовой модели RGB, а также желтый, голубой и пурпурный из CMYK. Перемещая движки можно указать Photoshop, насколько светлыми или темными должны стать пикселы, окрашенные в те или иные цвета.

Исходное изображение

В пленочной фотографии аналогичные эффекты достигались использованием светофильтров при съемке на черно-белые материалы. Например, красный или оранжевый фильтра делал синее небо темным, почти черным, а зелень, наоборот, высветлял.

Снимок обработан инструментом Black and White

Чтобы получить подобное изображение в Photoshop теперь требуется всего лишь несколько секунд, причем при съемке никакие светофильтры не используются.

Хотя функциональность меню Black & White и соответствующего корректирующего слоя одинакова, больше возможностей открывает именно второй метод.

Через слои реализуется, например, разнохарактерное преобразование в градации серого схожих цветов.

Вот простой пример. Допустим, по некоторым соображениям синие детали комбинезона должны стать темными, а похожие по цвету елочные украшения на заднем плане – светлыми.

Исходное изображение

Первый корректирующий слой служит для получения базового черно-белого изображения. Он настраивается таким образом, чтобы комбинезон приобрел нужную яркость, а на фон мы внимания пока не обращаем.

Первый этап

Затем синие детали, которые должны стать намного светлее, мы исключим из преобразования в градации серого при помощи простой маски корректирующего слоя. Достаточно выбрать мягкую кисть большого размера и черным закрасить на маске нужные области, наблюдая, как возвращается их цвет.

Второй этап

Теперь потребуется новый корректирующий слой, который настраивается так, чтобы синие детали фона осветлились.

Финальный этап

Между прочим, возвращение цвета в выбранную область – тоже интересный художественный прием. Но над маской придется потрудиться более тщательно.

Работа с фрагментом изображения

Кстати, в инструменте Black & White есть функция, позволяющая фотографу думать не цветовыми, а яркостными категориями. Достаточно отметить на панели пиктограмму с рукой и двунаправленной стрелкой и поместить курсор в ту область снимка, которую вы хотите сделать темнее или светлее. Теперь удерживая левую кнопку мыши перемещайте курсор влево или вправо, наблюдая как меняется яркость. В зависимости от доминирующего цвета фрагмента, Photoshop меняет значения для одного или нескольких цветов.

В материалах серии «Чёрное и белое в цифровом фотомире» читайте:

Перевод цветных снимков в черно-белые. Обзор базовых инструментов Photoshop.

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: виньетирование

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: пленочное зерно

Тонирование монохромных изображений

Перевод цветных снимков в черно-белые. Подключаемые модули: Nik Software Siver Efex Pro 2