Adobe Photoshop для фотографа

Перевод цветных снимков в черно-белые. Обзор базовых инструментов Photoshop.

Этот материал открывает серию публикаций под общим названием «Чёрное и белое в цифровом фотомире», посвященную вопросам преобразования цветных снимков, полученных цифровыми фотокамерами, в монохромные изображения.

Adobe Photoshop предлагает массу способов избавиться от цвета в ваших снимках. Определить однозначно лучший не представляется возможным, поскольку все зависит, во-первых, от исходного материала, во-вторых – от творческих (или технических) задач, которые вы ставите перед собой (и программой) при таком преобразовании.

Исходное изображение

Давайте рассмотрим наиболее простые способы.

1. Конвертация в цветовое пространство Grayscale. Выполняется через меню:

Image>Mode> Grayscale

Конвертация в цветовое пространство Grayscale

Не имеет никаких настроек, соответственно, совершенно лишен гибкости.

2. Обесцвечивание командой Desaturate. Выполняется через меню или клавиатурной комбинацией Shift+Ctrl+U

Image>Adjustments> Desaturate

Обесцвечивание командой Desaturate

Не имеет никаких настроек, соответственно, совершенно лишен гибкости. Примечательно, что результаты отличаются от перевода в Grayscale.

3. Обесцвечивание через меню Hue/Saturation или на соответствующем корректирующем слое

Image>Adjustments> Hue/Saturation

Обесцвечивание через меню Hue/Saturation

Меню Hue/Saturation

Корректирующий слой Hue/Saturation

Выполняется перемещением движка Saturation влево, канал Master. Поскольку регулируется только уровень обесцвечивания, изменять характер преобразования цветов в градации серого также невозможно. Дает результат несколько отличающийся от вышеописанных способов.

4. Канал L из цветового пространства Lab. Сначала выполняется преобразование в цветовое пространство Lab, а затем канал L либо копируется и вставляется в другой файл, либо удаляются каналы a и b. Преобразование можно выполнить несколькими способами:

Image>Mode>Lab или Edit>Convert to Profile c выбором Lab Color в поле Destination Space.

 Канал L из цветового пространства Lab

Меню Convert to Profile

Хотя имеется возможность выбирать способы пересчета, результаты трудно прогнозировать, а различия невелики, поэтому практической ценности эксперименты не представляют. Следует отметить, что канал L более светлый, чем другие варианты, полученные описанными выше способами, что связано со структурой цветового пространства Lab.

5. Один из каналов RGB. Нужный канал либо копируется и вставляется в другой файл, либо удаляются пара ненужных каналов. В зависимости от характера изображения один из каналов может оказаться лучше результатов конвертации, описанных выше. Зачастую отдельные каналы используются в цветокоррекции как вспомогательный материал для смешения/наложения, а также для создания масок. Если на снимке есть небо, то во многих случаях лушче оно проработано в красном канале. Если на снимке изображен человек, то зеленый канал зачастую содержит больше деталей лица.

Первые пять способов не позволяют вмешиваться в процесс преобразования напрямую, что делает их практически бесполезными в творческой работе. Вместе с тем, знание этих приемов весьма полезно и помогает решать технические задачи.

6. Инструмент Gradient Map. Вызывается через меню или соответствующий корректирующий слой

Image>Adjustments>Gradient Map

Инструмент Gradient Map

Корректирующий слой Gradient Map

Меню Gradient Map

Редактор градиентов

Хотя этот способ не позволяет управлять характером преобразования разных цветов в градации серого, он интересен возможностью быстро сымитировать один из эффектов аналоговой фотографии – соляризацию (Эффект Сабатье). Суть соляризации в том, что при определенных условиях (ненормально длинной экспозиции или дополнительной засветке белым светом в ходе печати позитива) светочувствительный материал реагирует не прямо пропорционально, а обратно пропорционально, причем не во всем тональном диапазоне, а в его части.

Пример эффекта соляризации

Чтобы сымитировать эффект соляризации достаточно отредактировать градиент. Как правило, соляризацию использовали для превращения темных участков позитива в светлые. Соответственно, необходимо добавить еще одну контрольную точку градиента Color Stop, сделать ее черной и поместить в первую треть тонального диапазона. Поскольку глухие тени должны стать белыми, отвечающая за них контрольная точка градиента редактируется выбором белого цвета в поле Color. Остается лишь подобрать расположение черной точки и характер распределения тонов (меняется перемещением ромбика Color Midpoint, он появляется при выборе одной из контрольных точек). Понравившийся градиент можно сохранить для последующего использования.

Редактирование градиента для имитации эффекта соляризации

Как и многое в Photoshop, эффект соляризации имитируется и другими способами, но инструмент Gradient Map, пожалуй, наиболее прост в управлении и достаточно гибок.

В следующих материалах серии «Чёрное и белое в цифровом фотомире» читайте:

Креативные методы преобразования цветных изображений в черно-белые

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: виньетирование

Имитация некоторых эффектов (или дефектов?) аналоговой фотографии: пленочное зерно

Тонирование монохромных изображений

Перевод цветных снимков в черно-белые. Подключаемые модули: Nik Software Siver Efex Pro 2