Adobe Photoshop для фотографа

Диафрагма

Диафрагма – элемент конструкции оптической системы объектива фотоаппарата, позволяющий регулировать количество света, попадающее на светочувствительный элемент (матрицу).

Чем больше света попадает на матрицу, тем светлее получается изображение. Кроме диафрагмы количество зафиксированного камерой света также определяет выдержка.

Левый фрагмент переэкспонирован, средний экспонирован нормально, а правый - недоэкспонирован.

Левый фрагмент переэкспонирован, средний экспонирован нормально, а правый - недоэкспонирован.

Изменение диафрагмы явно влияет также на глубину резкости (ГРИП – глубину резкости изображаемого пространства) и косвенно – на количество и характер искажений (виньетирование, хроматические аберрации). Иногда диафрагму называют апертурой, но термин диафрагма шире, поскольку он описывает как электромеханическую (в некоторых объективах – механическую), так и геометрическую сущность.

Значения диафрагмы измеряются в ступенях и обозначаются в виде дроби f/…, например, f/2,8 или f/11. В разговоре мы часто опускаем дробную составляющую, просто называя цифры: «диафрагма 4» или «диафрагма 5,6».

Слева максимально открытая диафрагма, посередине диафрагма открыта наполовину, справа - максимально закрыта

Слева максимально открытая диафрагма, посередине диафрагма открыта наполовину, справа - максимально закрыта

Поначалу определения «большая» или «маленькая» диафрагма могут сбить с толку. Под «большой» фотографы понимают более открытую, пропускающую больше света, а значит, обозначаемую меньшим числом после дробной черты, диафрагму. Например, f/3,5 больше, чем f/16 (и мы говорим, что диафрагма 3,5 больше, чем 16). Соответственно, «маленькая» означает менее открытая, пропускающая меньше света, диафрагма.

Для удобства использования принята шкала диафрагм. Она построена таким образом, что при увеличении на одну полную ступень количество проходящего через объектив света удваивается.

Ступени диафрагмы: 1,0-1,4-2-2,8-4-5,6-8-11-16-22. Для более точного контроля внутри каждой ступени предусмотрено деление еще на три значения. В результате шкала выглядит так: 1,0-1,1-1,2-1,4-1,6-1,8-2-2,2-2,5-2,8-3,2-3,5-4-4,5-5,0-5,6-6,3-7,1-8--10-11-13-14-16-18-20-22. * Значение 22 взято в качестве примера, существуют объективы с меньшей диафрагмой. Значение 1 также не является минимальным. Существуют объективы с диафрагмой f/0,95 и даже больше, но они очень дороги.

По максимальному значению диафрагмы объективы подразделяются на три категории: сверхсветосильные (менее 2,8), светосильные (от 2,8 до 3,5) и малосветосильные (более 3,5).

Многие объективы с переменным фокусным расстоянием (зум-объективы) имеют разную максимальную диафрагму на различных фокусных расстояниях. Это объясняется тем, что диафрагма – отношение размера отверстия, через которое проходит свет, к фокусному расстоянию. Встречаются модели, как правило, довольно дорогие, в которых максимальное значение диафрагмы сохраняется во всем диапазоне фокусных расстояний. В большинстве случаев они обеспечивают лучшее качество снимков.

В условиях недостаточной освещенности увеличение диафрагмы позволяет сократить выдержку или уменьшить чувствительность матрицы для снижения шумов.

Глубина резкости

Снимок слева - нерезкий, справа - резкий

Снимок слева - нерезкий, справа - резкий

Схема полосы резко изображаемого пространства

Резкость изображения воспринимается как четкое отделение расположенных в непосредственной близости различных фрагментов изображения.

Как и многое в фотографии, резкость является субъективным понятием и зависит от множества факторов, включая расстояние рассматривания и способ воспроизведения снимка.

Под глубиной резкости (или резко изображаемого пространства, ГРИП) понимают ширину полосы, в пределах которой объекты выглядят четкими, а их границы хорошо различимы.

В зависимости от конструкции объектива и камеры, а также от соотношения расстояний между камерой, объектом съемки и фоном, она может колебаться в очень больших пределах - от нескольких миллиметров до бесконечности.

Для большинства объективов полоса резко изображаемого пространства перпендикулярна оптической оси камеры, однако существуют объективы (их называют английским термином tilt), позволяющие сформировать эту полосу под определенным углом. Они весьма дороги и используются при решении специфических задач.

На глубину резкости, при прочих равных факторах, влияет диафрагма. Чем она больше, тем Уже оказывается полоса, в границах которой объекты выглядят резкими.

{rokbox title=|Пример изменения глубины резкости при уменьшении диафрагмы | album=|myalbum| } images/stories/basic_photo/diafragma/slideshow1/* {/rokbox}

Для этого примера съемка велась зеркальной камерой с матрицей формата APS-C с объективом 50 мм.

Закрытие (уменьшение) диафрагмы приводит к росту глубины резкости, однако после определенного предела (для каждого объектива он свой) это правило фактически перестает работать, так как из-за дифракционных искажений качество картинки ухудшается.

У всех объективов есть диапазон диафрагм, при которых снимки получаются максимально резкими. Самостоятельно проделайте тестовую съемку и проанализируйте результаты, чтобы в будущем выставлять параметры осознанно.

Снимаем как профи

{rokbox title=|Неведомая зверюшка |;}images/stories/basic_photo/diafragma/20080907_001.jpg{/rokbox}

У профессионалов есть художественный прием – выделение главного объекта в кадре за счет размытия фона. Реализовать его весьма несложно. Достаточно сильно открыть диафрагму и обеспечить значительное расстояние между главным объектом и фоном.

Как сделать: для простоты установки правильных параметров экспозиции переведите камеру в режим приоритета диафрагмы. Задайте максимальное значение диафрагмы (или немного меньшее, если глубина резкости выходит очень малой).

Обратная задача. Если вы хотите получить максимальную глубину резкости, устанавливайте маленькую диафрагму, но не забывайте, что после определенного предела эффективность этого метода падает.

На силу размытия заднего плана кроме диафрагмы влияет ряд факторов - фокусное расстояние объектива, размер матрицы, расстояния от камеры до объекта и от объекта до заднего плана. Чтобы добиться лучшего размытия, попробуйте увеличить фокусное расстояние объектива и/или расстояние от объекта до заднего плана, одновременно сократив расстояние от камеры до объекта. Камеры с бОльшими матрицами и телеобъективы дают лучшие результаты при использовании этого приема.

Установка диафрагмы

В фотоаппарате есть несколько режимов, позволяющих фотографу управлять диафрагмой.

Установка режима съемки с приоритетом диафрагмы

Наиболее удобен режим приоритета диафрагмы. Как правило, он обозначается буквой A (от английского слова aperture). Прочитайте в инструкции к своей камере, как его включить. Когда вы меняете диафрагму колесиком управления или через меню, камера подбирает выдержку исходя из освещенности сцены и чувствительности матрицы.

Режим ручной установки параметров (как правило, обозначается буквой M, от английского manual) позволяет фотографу задать не только диафрагму, но и выдержку. Как правило, он используется для решения специфических задач или обхода ограничений системы экспозамера камеры. Некоторые аппараты подсказывают фотографу, насколько верны заданные им параметры.

В некоторых моделях аппаратов существует возможность не покидая программного (обозначается буквой P, от английского program) режима менять пару параметров (диафрагму и выдержку) сразу.

Установка программы/сюжета ПортретЕсли у вас компактная камера, в которой не предусмотрен режим приоритета диафрагмы. Не отчаивайтесь. Установите режим, в котором есть возможность выбора сцен или сюжетов. Практически все аппараты имеют программу «портрет». Он вам и требуется (вне зависимости от того, снимаете ли вы портрет или неживой объект). В этом режиме большинство камер устанавливает максимальную диафрагму и подбирает соответствующую условиям освещенности и заданной чувствительности выдержку.

Для решения обратной задачи - получения максимальной глубины резкости - выберите сцену/сюжет «пейзаж», в котором многие аппараты максимально закрывают диафрагму и подбирают выдержку.

Не забывайте о взаимосвязи трех параметров – чувствительности, выдержки и диафрагмы. При неизменной чувствительности увеличение диафрагмы приводит к сокращению выдержки и наоборот.

Устанавливая диафрагму вручную, всегда учитывайте соответствующую длину выдержки, особенно когда снимаете движущиеся объекты и/или используете длиннофокусный объектив. Если выдержка становится слишком длинной, увеличьте чувствительность (бороться с шумами проще, чем превратить смазанный кадр в резкий). Если камера при минимальной чувствительности не способна отработать очень короткую выдержку, а требуется именно открытая диафрагма, воспользуйтесь нейтральным светофильтром.