Adobe Photoshop для фотографа

Наводка на резкость

Дорогие друзья! Приветствуем вас на занятии бесплатной on-line-фотошколы. В рамках Базового курса вы сможете самостоятельно освоить основные приемы работы с фотоаппаратом и постичь азы ремесла, без которых невозможно творчество. Возможно, у вас возникают вопросы. Воспользуйтесь механизмом комментариев внизу статьи, не исключено, что обсуждение заинтересует и других учащихся. Если вам понравились материалы нашей фотошколы, порекомендуйте их друзьям в социальных сетях.

Наводка на резкость - процесс перемещения элементов оптической системы камеры для получения четкого, неразмытого изображения либо фрагмента изображения. Фотографы тажке называют этот процесс фокусировкой. Наводка на резкость может выполняться как вручную, так и автоматически.

 Левая половина снимка резкая, правая - нерезкая

Успешная фокусировка зависит от параметров объектива камеры и расстояния между фотографом и объектом съемки. В ряде случаев добиться резкого изображения невозможно, единственный выход - изменить фокусное расстояние объектива или расстояние до объекта.

Сегодня в это трудно поверить, но автоматическая наводка на резкость – довольно позднее изобретение, появившееся в 70-х годах прошлого века. До этого процесс фокусировки был исключительно ручным. Для его облегчения использовались всевозможные приспособления от увеличительного стекла в первых моделях фотоаппаратов до клиньев, линз Френеля и микрорастра.

Практически все современные модели камер имеют функцию автоматической наводки на резкость, а вот ручная встречается уже не всегда. У автоматической фокусировки много достоинств – простота, скорость, точность и один недостаток – камера не знает, что именно должно быть резким, поэтому результаты не всегда совпадают с творческим замыслом.

Прочитайте в инструкции к своей камере, как включить автоматическую наводку на резкость и какие дополнительные возможности предусмотрел производитель.

Нажатие (до половины хода) кнопки Спуск включает автофокусировку

Как правило, наводка на резкость осуществляется при нажатии кнопки Спуск до половины ее хода. Потренируйтесь на досуге – умение фокусироваться, а затем, не отпуская кнопку Спуск, менять композицию кадра – один из важнейших навыков фотографа.

Некоторые камеры оснащены функцией блокировки работы автофокуса. Алгоритм ее использования прост: сначала необходимо выполнить наводку на резкость, а затем нажать соответствующую кнопку. Примеры использования блокировки автофокуса мы рассмотрим далее.

В зависимости от модели камеры и объектива, характера сцены и условий освещенности время наводки на резкость может сильно отличаться.

В некоторых случаях, например, если в сцене много бликующих зеркальных поверхностей или отсутствуют достаточно контрастные детали, процесс может вовсе прерваться, а резкость так и не будет достигнута. В этом случае можно сделать следующее:

  • Найти точку, находящуюся на таком же расстоянии от места съемки и навестись на резкость по ней, а затем, не отпуская кнопку Спуск, скомпоновать кадр по первоначальному замыслу.
  • Если в камере есть режим ручной фокусикровки, навестись на резкость вручную, используя оптический видоискатель или ЖК-дисплей.

Автоматический выбор точки фокусировки

Как и в любых автоматических режимах, самостоятельный выбор камерой точки фокусировки может дать как отличные, так и неприемлемые результаты, поскольку аппарат не умеет читать мысли фотографа и не знает его творческих замыслов. Но из этого правила есть исключение. Как правило, при съемке людей режим привязки точки фокусировки (а также измерения экспозиции) к распознанному лицу позволяет получить хороший результат. К сожалению, из этого исключения есть собственное исключение (которое фактически является правилом…): если вы хотите получить нечто, отличающееся от стандарта (в случае с портретом – нерезкое лицо и резкие детали) – помогите камере выбрать точку фокусировки или используйте только ручные настройки.

Ручной выбор точки фокусировки

Два изображения сделаны с идентичными настройками, отличались только точки автофокусировки

Как вы уже знаете, управление глубиной резкости и зоной размытия – один из ключевых художественных приемов в фотографии. Чтобы успешно его реализовать, необходимо не только освоить подбор оптимальных значений диафрагмы и выдержки, но и научиться выбирать точку фокусировки при использовании автоматической наводки на резкость.

Если ваша камера позволяет выбирать точку автофокусировки

Прочитайте в инструкции к своему фотоаппарату, как выбирать точку автофокусировки. Эта функция присутствует во многих камерах вне зависимости от конструкции.

Кнопка вызова режима выбора точки автофокусировки

Сначала скомпонуйте кадр, а затем выберите точку фокусировки наиболее близко расположенную к желаемой. К сожалению, реализовать это можно не во всех случаях, особенно при съемке недорогими зеркальными камерами, к которых фазовые датчики расположены достаточно близко к центру кадра, а их количество невелико.

Выбор точки фокусировки

Некоторые модели компактных камер позволяют выбрать любую точку фокусировки в границах кадра. Наличие сенсорного дисплея сводит эту задачу к простому прикосновению к нужному участку изображения.

Выбор произвольной точки автофокусировки

Метод с выбором точки фокусировки предполагает неспешную съемку и больше подходит для фотографирования статичных и постановочных сцен – пейзажей, натюрмортов, макросъемки.

Если ваша камера не позволяет выбрать точку автофокусировки или возможности выбрать ее нет (динамичный сюжет, сюжетно важный объект располагается далеко от предлагаемых камерой областей и т.д.)

Сначала скомпонуйте кадр так, чтобы сюжетно важный объект оказался в его центре. Выполните наводку на резкость (предполагается, что на вашей камере выбран режим автофокусировки по центральной точке). Не отпуская кнопку Спуск (или активировав функцию блокировки автофокуса) перекомпонуйте кадр. Нажмите кнопку Спуск до конца и сделайте снимок с жлаемой композицией.

Знаете ли вы, что существует класс камер для съемки в экстремальных условиях? GoPro - его достойный представитель. Подумайте, как вы сможете использовать достоинства action-камеры - защиту от воды и пыли.

Наводка на резкость вручную

Как уже упоминалась, сегодня ручная фокусировка используется, в основном, в двух случаях: при технической невозможности автофокусировки и при решении особых творческих задач.

Кольцо ручной фокусировки на объективе фотокамеры

Прочитайте в инструкции к своему фотоаппарату и объективам, как включается режим ручной фокусировки. Владельцам камер со сменной оптикой следует быть особенно внимательными, поскольку попытка ручной наводки на резкость при включенной автофокусировке (если объектив не поддерживает такой режим) может привести к поломке объектива или камеры.

ЖК-дисплей камеры отображает увеличенный фрагмент объекта съемки

Многие фотоаппараты при ручной наводке на резкость позволяют увеличивать выбранный участок изображения на ЖК-дисплее для достижения большей точности. Прочитайте в инструкции к своей камере, как этот режим включается, и старайтесь использовать его всегда – пока разрешение ЖК-дисплеев не позволяет выполнить точную фокусировку без увеличения.

При съемке в условиях недостаточной освещенности можно воспользоваться таким приемом. Установите камеру на штатив или обеспечьте ее неподвижность иным способом. Сначала увеличьте чувствительность матрицы до такого уровня, чтобы яркость изображения на ЖК-дисплее позволяла выполнить наводку на резкость вручную, но шумы еще не сильно препятствовали бы этому процессу. Выполните фокусировку. Установите требуемую чувствительность матрицы и задержку съемки таймером, а затем нажмите кнопку Спуск.

Режимы работы автофокуса

Кроме простой наводки на резкость, которую камера выполняет при полунажатии на кнопку Спуск, некоторые аппараты предлагают дополнительные режимы работы автофокуса. Прочитайте в инструкции к своему аппарату, какие именно и как они включаются.

В некоторых моделях есть т.н. постоянный или следящий режим фокусировки. Это означает, что в случае перемещения объекта, на который была выполнена наводка на резкость, аппарат продолжает отслеживать его положение в пространстве и в случае необходимости делает дополнительную настройку. Такой режим очень полезен при съемке динамичных сюжетов – спортивных состязаний или детей. Но не стоит держать его включенным всегда, поскольку постоянная фокусировка приводит к ускоренному разряду аккумулятора.

Пример работы следящего автофокуса

Посмотрите на этот пример. Выкадровки сделаны из серии кадров, общее представление о композиции которых дает снимок вверху. Автомобиль двигался на фотографа под малым углом и на относительно большой скорости. После того, как камера сфокусировалась на номерной знак, следящий автофокус поддерживал его резкость на протяжении всех снимков в серии, хотя объект значительно сместился в пространстве. Если бы режим следящего автофокуса был отключен, начиная примерно с третьего кадра в серии номерной знак вышел бы из зоны резкости.

Многие камеры, оснащенные функцией определения лиц в кадре, позволяют автоматически фокусироваться на лице. Это полезно для начинающих, но учтите, что в таком режиме сюжет получается классическим – резко выходит человек, а остальные планы размыты.

Сегодня существует две технологии, позволяющие определить, будет ли кадр резким. Первая, пришедшая еще из пленочной фотографии, использует отдельный фазовый датчик. До недавнего времени она считалась лучшей на рынке и использовалась только в зеркальной технике. Фазовый метод обеспечивает высокую скорость и отличные результаты, но требует особой конструкции камеры.

В 2010 г. появилась первая матрица, в которую были встроены элементы фазового датчика, что позволило использовать эту технологию в компактных камерах. Пионером стала компания Fujifilm.

2012 год ознаменовал конец технологического господства фазового метода автофокусировки. Метод на основе контрастности дает аналогичные результаты, а в некоторых случаях он эффективнее.

Вторая технология работает на основе анализа контрастности изображения, спроецированного объективом на матрицу. Она используется во всех компактных камерах и в зеркальных аппаратах в режиме LiveView, когда зеркало, в обычных условиях отражающее часть света на фазовый датчик, поднято.

Раньше технология на основе анализа контрастности давала худшие результаты, прежде всего по скорости, однако с развитием техники разница практически исчезла, и многие современные компактные камеры готовы дать фору зеркальным аппаратам, как по точности, так и по скорости.

Не вдаваясь в подробности, процесс автоматической наводки на резкость можно описать так.

  1. Электроника камеры анализирует информацию о резкости, полученную либо с фазового датчика, либо с матрицы.
  2. В случае обнаружения нерезкости формируется команда электромеханической системе объектива немного изменить положение оптических элементов.
  3. Производится новый анализ. Если результат достигнут, выдается сообщение о выполненной наводке на резкость и камера делает снимок (либо сообщает фотографу о готовности – зажигает индикатор в видоискателе или на ЖК-дисплее, подает звуковой сигнал и т.д.). Если результат не достигнут, начинается новый цикл перемещения элементов объектива и анализа результатов.

Выбор объектива для зеркальной камеры

Среди прочих критериев выбора объектива для зеркальной камеры следует особо отметить способ привода механизма автофокусировки. На сегодня существует два типа приводов – внутрикамерные и внутриобъективные. Если мотор расположен внутри камеры, то в объектив движение передается через механический узел, который на сленге фотографов называется отверткой. Будьте внимательны при покупке оптики, особенно бывшей в употреблении. Убедитесь, что объектив совместим с вашей камерой не просто механически, но и по приводу системы автофокусировки. Встречаются модели объективов, рассчитанные на работу от внутрикамерного мотора, соответственно, если в вашем аппарате он отсутствует, то система автофокусировки работать не будет.