Adobe Photoshop для фотографа

Экспозиция и её замер

Дорогие друзья! Приветствуем вас на занятии бесплатной on-line-фотошколы. В рамках Базового курса вы сможете самостоятельно освоить основные приемы работы с фотоаппаратом и постичь азы ремесла, без которых невозможно творчество. Возможно, у вас возникают вопросы. Воспользуйтесь механизмом комментариев внизу статьи, не исключено, что обсуждение заинтересует и других учащихся. Если вам понравились материалы нашей фотошколы, порекомендуйте их друзьям в социальных сетях.

Экспозиция в фотографии – соотношение трех факторов: диафрагмы, определяющей одномоментное количество света, попадающего на матрицу; выдержки, задающей время экспонирования – попадания заданного диафрагмой количества света на матрицу и чувствительности матрицы. Правильно заданная экспозиция позволяет получить в кадре желаемую яркость объектов.

Увеличение одного из параметров и уменьшение второго при неизменном третьем не приводит к изменению экспозиции. Однако это очень мощный инструмент, позволяющий реализовать ряд творческих приемов, самые простые из которых описаны в статьях о выдержке и диафрагме.

Экспозиция измеряется автоматикой камеры или ее параметры задаются фотографом вручную, через меню аппарата. В большинстве случаев это полуавтоматический процесс – фотограф указывает один или два приоритетных параметра, остальные камера вычисляет сама.

Для удобства и обеспечения повторяемости результатов экспозиция измеряется в ступенях, их половинах и третях. Увеличение экспозиции на одну ступень означает удвоение количества света, попадающего на матрицу за время экспонирования. Чтобы увеличить экспозицию на одну ступень, необходимо задать большее на один шаг соответствующей шкалы значение одного из параметров – диафрагмы, выдержки или чувствительности матрицы.

Определение правильной экспозиции – ключевой фактор для получения качественных снимков. В графическом редакторе или в минилаборатории можно теоретически без существенных потерь качества исправить ошибку ⅓-½ ступени при записи файлов в формате JPEG. При записи файлов в формате RAW поддаются исправлению ошибки в 2-2½ ступени. Но это требует как минимум знаний приемов редактирования, опыта выполнения таких операций и наличия лишнего свободного времени.

Всегда старайтесь задать правильные параметры экспозиции на этапе съемки. Это сэкономит время на этапе постобработки и позволит наиболее полно реализовать ваши творческие замыслы.
 

Как камера измеряет параметры экспозиции и почему она может допускать ошибки?

По отношению к камере два параметра экспозиции – выдержка и диафрагма – отвечают за внешний фактор: как много света оптическая система и затвор спроецируют на матрицу. Однако ни увеличение времени экспонирования, ни увеличение диаметра отверстия, через которое свет попадает на матрицу, не могут «добавить» или «создать» несуществующий в момент съемки свет. Это достигается лишь выбором другого места или времени съемки или применением осветительных приборов.

Чувствительность матрицы по отношению к камере является внутренним фактором, которым фотограф может управлять целиком и полностью в пределах технических характеристик аппарата.

Все современные цифровые камеры делятся на два класса по способу измерения количества света, проходящего через объектив. Зеркальные камеры оснащены дополнительным датчиком, показания которого анализирует электроника аппарата. Компактные камеры (как со сменной, так и с несменной оптикой) используют матрицу для сбора информации о количестве света.

На современном уровне развития технологий оба способа (при условии качественной реализации) дают необходимую точность. Впрочем, оглянитесь вокруг. Нас окружает такое обилие вариантов освещенности объектов, что любая электроника может ошибиться.

Как правило, ошибки возникают при одновременном наличии в кадре как ярко освещенных объектов, так и объектов в тени. Характерный пример – съемка портрета против источника света.

Камера не знает, что для вас, как для фотографа, является важным в кадре и предлагает некий обобщенный вариант.

Режимы замера экспозиции в камере

Чтобы избежать возможного недопонимания, фотограф должен сообщить камере о своих творческих замыслах. Поскольку мы говорим об экспозиции, то следует выставить один из режимов ее замера.

Большинство камер предлагает три режима замера экспозиции. Названия и обозначения в разных моделях могут отличаться, но суть остается. Прочитайте инструкцию к своей камере и запомните, как называются в ней режимы экспозамера.

Матричный экспозамер. Параметры определены правильно.

Матричный режим замера экспозиции

Наиболее часто используемый и дающий отличные результаты при достаточно равномерном распределении света в кадре. Оценивается освещенность по всему полю кадра (либо по большей его части) с некоторым приоритетом центральной области.

Матричный замер. Ошибочные параметры.

Обратите внимание: при сильном перепаде яркостей могут возникать ошибки. В приведенном примере значимый объект – статуя Архангела Михаила – намного темнее неба, на фоне которого она сфотографирована. Камера определила параметры экспозиции так, что статуя получается слишком темной, а небо проработано хорошо. Чтобы исправить ошибку, необходимо измерить экспозицию с учетом особенностей сцены.

Центрально-взвешенный режим замера экспозиции

Оценивается освещенность в центре кадра, но площадь замера довольно большая. Приоритет отдан центральной точке. Используется при съемке сцен с существенными перепадами освещенности.

Центральновзвешенный замер

Благодаря установке центрально-взвешенного режима измерения экспозиции, камера правильно определила параметры для значимого объекта - статуи Архангела Михаила, однако небо получилось слишком светлым.

Точечный режим замера экспозиции

Как следует из названия, измерения проводятся фактически в одной точке, расположенной в центре кадра. Данные из остальных областей не учитываются. Используется для точного измерения освещенности выбранного объекта или при съемке сцен с большим перепадом освещенности. Незаменим в случаях, если главный объект съемки мал по отношению к площади кадра, а перепад освещенности между фоном и главным объектов существенный.

Точечный замер.

При установке точечного замера камера снова допустила ошибку по отношению к значимому объекту. Статуя стала слишком светлой. Это произошло потому, что автоматика камеры настроена на формирование средних значений яркости в файле, а значимый объект намного темнее "среднесерого". Избежать подобных ошибок помогает коррекция экспозиции.

Приведенные примеры иллюстрируют различия в установке параметров съемки. К сожалению, современные цифровые камеры имеют довольно узкий динамический диапазон и добиться одинаково хорошей проработки очень темных (статуя) и очень светлых (небо) фрагментов можно лишь используя технологию расшрения динамического диапазона - HDR.

Снимок сделан по технологии HDR

Если нет возможности сделать несколько кадров с разными значениями экспозиции и потом соединить их в единое изображение на этапе постобработки, необходимо пойти на компромисс, выделив значимый объект и подобрав параметры экспозиции таким образом, чтобы и он и фон были достаточно проработаны. Если выбор одного из режимов экспозамера не дает оптимального результата, следует воспользоваться функцией коррекции экспозиции.

Режимы замера экспозиции как правило переключаются через меню, но есть модели, где для этого предусмотрены аппаратные кнопки. Прочитайте инструкцию к своей камере, чтобы узнать, как именно это делается в вашем аппарате.

Меню выбора режимов экспозамера

Коррекция экспозиции

Как вы уже знаете, автоматика камеры выбирает значения выдержки и диафрагмы так, чтобы средние по яркости объекты получились таковыми и в файле. Что происходит, если вы снимаете, например, на пляже или зимой в солнечную погоду? Многие объекты (как значимые, так и фоновые) оказываются намного ярче "среднего", а камера упорно пытается сделать таковыми в файле. В результате она выставляет меньшие значения выдержки и диафрагмы и кадр получается тусклым. Необходимо ввести поправку (ее также называют экспопоправкой или экспокоррекцией), чтобы добиться ощущения яркого солнца.

Снимки без коррекции экспозиции (слева) и с экспопоправкой (справа)

Аналогичные проблемы возникают при съемке темных объектов, если они существенно темнее некого "среднесерого" эталона. Только камера пытается их высветлить, неоправданно увеличивая экспозицию. И снова требуется поправка, только в сторону уменьшения.

Практически все камеры имеют функцию коррекции экспозиции. Прочитайте инструкцию к своему аппарату и узнайте, как в нем задать поправку. В некоторых моделях для этого служат аппаратные органы управления, но большинство делает это либо через меню, либо комбинацией нажатия аппаратной кнопки и вращения управляющего элемента. Коррекция задается в ступенях экспозиции или их долях.

Кнопка ввода коррекции экспозиции

Многие камеры при вводе поправки экспозиции отображают на ЖК-дисплее примерные результаты ее действия.

Ввод экспопоправки через меню

Различные режимы экспозамера и коррекция экспозиции открывают широкие творческие возможности. Сложные приемы будут рассмотрены в курсе для продвинутых фотолюбителей.