Adobe Photoshop для фотографа

Выдержка

Дорогие друзья! Приветствуем вас на занятии бесплатной on-line-фотошколы. В рамках Базового курса вы сможете самостоятельно освоить основные приемы работы с фотоаппаратом и постичь азы ремесла, без которых невозможно творчество. Возможно, у вас возникают вопросы. Воспользуйтесь механизмом комментариев внизу статьи, не исключено, что обсуждение заинтересует и других учащихся. Если вам понравились материалы нашей фотошколы, порекомендуйте их друзьям в социальных сетях.

Выдержка – время проецирования изображения на светочувствительный элемент (матрицу).

Чем дольше происходит экспонирование, тем светлее получается изображение. Кроме выдержки количество зафиксированного камерой света также определяет диафрагма.

Левый кадр недоэкспонирован, средний экспонирован нормально, а правый – переэкспонирован

Изменение выдержки явно влияет на характер передачи движущихся объектов в кадре. Если за время экспонирования они заметно сместились в пространстве, на снимке вместо четких контуров будут размытые, либо объект вообще «исчезнет».

При съемке цифровыми камерами на очень длинных выдержках (десятки секунд, минуты и более) велика вероятность возникновения шумов, которые не появляются при фотографировании с тем же значением чувствительности ISO, но более короткими выдержками.

Во многих современных аппаратах, прежде всего это относится к компактным камерам с несменными и сменными объективами, механический затвор, открывающий свету доступ к светочувствительному элементу, отсутствует. Изображение проецируется на матрицу постоянно, что позволяет отображать его на ЖК-дисплее для выстраивания кадра. При нажатии на кнопку Спуск информация считывается с матрицы на протяжении времени выдержки, заданного электроникой аппарата или фотографом через меню, после чего снова используется для передачи на ЖК-дисплей. В зеркальных камерах по-прежнему используется механический затвор – сложный узел, рассчитанный на 100 и более тысяч срабатываний.

Выдержка измеряется в единицах времени – долях секунды, секундах. При использовании долей секунды значение указывается в виде дроби 1/…, а секунды сопровождаются явным указанием (с. или сек.). Чтобы избежать путаницы – в 1/15 и 15 с. используются одинаковые цифры – желательно не опускать числитель дроби.

В свое время была разработана шкала выдержек. Она построена так, что переход от меньшего значения к большему удваивает количество света, попадающего на матрицу, или, говоря фотографическим языком, увеличивает экспозицию на одну ступень. Чем больше число в знаменателе дроби, тем короче выдержка.

Шкала выдержек*

1/2000 • 1/1000 • 1/500 • 1/250 • 1/125 • 1/60 • 1/30 • 1/15 • 1/8 • 1/4 • 1/2 • 1 с • 2с • 4 с • 8 с • 15 с • 30 с

* Значение 1/2000 взято в качестве примера. Некоторые профессиональные камеры способны отработать выдержку 1/8000 с. Значение 30 с. также взято в качестве примера, не все камеры могут отрабатывать такую длинную выдержку в автоматическом режиме.

Далеко не все современные камеры используют приведенную шкалу при автоматической установке экспозиции. Очень часто при просмотре информации в EXIF можно увидеть произвольные значения. Однако при ручной установке все камеры используют стандартную шкалу.

Для большинства обычных сюжетов достаточно сотых или десятых долей секунды. При больших диафрагмах в условиях яркого освещения выдержка должна быть на порядок короче – тысячные доли секунды. Если камера неспособна отработать такую короткую выдержку, следует воспользоваться нейтральным светофильтром. В условиях недостаточной освещенности, напротив, необходимо увеличить выдержку, если возможности открытия диафрагмы уже исчерпаны, а повышение чувствительности матрицы нежелательно из-за роста шумов.

Размытие движущихся объектов

Резкость движущегося объекта на снимке зависит от двух факторов: времени выдержки и его смещения в пространстве. Чем короче выдержка, тем менее смазанным (или более резким) получается объект. Чем больше он сместился, тем более смазанным запечатлится на фотоснимке.

Очень длинная выдержка

Очень длинная выдержка

Длинная выдержка

Длинная выдержка

Короткая выдержка

Короткая выдержка

Очень короткая выдержка

Очень короткая выдержка

В фотографии не важны абсолютные значения расстояния, на которое переместился объект. Роль играет относительный параметр – угол, на который он сместился. Вспомните простой пример из жизни. В небе летит самолет. Наверное, в теплые страны. Его скорость примерно 800 км/час. По дороге движется автомобиль. Он немного нарушил правила и едет по городу со скоростью 80 км/ч. На порядок медленнее самолета. Но он покинет ваше поле зрения намного раньше, чем самолет, поскольку тот летит от вас на расстоянии примерно десять километров, а автомобиль едет на расстоянии десяти метров. Угол, на который сместится самолет за единицу времени, будет очень маленьким, поскольку расстояние до него велико. И наоборот, угол смещения автомобиля будет большим, поскольку расстояние до него соизмеримо с дистанцией, которую он преодолевает за ту же единицу времени.

Чтобы избежать брака, обязательно проверяйте выдержку в двух случаях:

  • когда снимаете при недостаточной освещенности
  • если используете длиннофокусные объективы или зум-объективы в телеположении.

Автоматика камеры может увеличивать выдержку при недостатке света, в результате смазанными окажутся даже статичные объекты – это произойдет, если аппарат в ваших руках дрогнет. Такой дефект фотографы называют «шевеленка». Чтобы избежать шевеленки при съемке статичных объектов на длинных выдержках используйте штатив или его заменители – например, положите камеру на сумку или рюкзак и воспользуйтесь функцией съемки по таймеру.

При использовании длиннофокусных объективов, «угол зрения» которых весьма небольшой, даже минимальные перемещения объекта съемки могут привести к появлению «шевеленки». Единственный способ избежать ее – сокращение выдержки (установка на штатив предотвращает лишь движения самой камеры). Для этого следует открыть диафрагму или увеличить чувствительность матрицы.

Существует правило, согласно которому цифра после дробной черты в значении выдержки должна быть не меньше (а желательно больше) цифры значения фокусного расстояния в миллиметрах. Например, вы снимаете камерой, фокусное расстояние объектива которой лежит в пределах 28-280 мм, а текущее положение равняется примерно 200 мм. В этом случае минимальная выдержка, которая позволит избежать «шевеленки» – 1/200 с. Естественно, это правило можно не соблюдать при съемке статичных объектов, например, архитектурных сооружений или натюрмортов (при установке камеры на штатив) или если размытие движущихся объектов входит в ваш творческий замысел.

Если вы снимаете экстремальные виды спорта, подумайте о пополнении арсенала своего оборудования экшн-камерой GoPro. Ее корпус надежно защищен от влаги и пыли, а благодаря всевозможным креплениям GoPro можно закрепить в самых неожиданных местах.

Снимаем как профи

{rokbox title=|Фары|}images/stories/basic_photo/viderzka/blur.jpg{/rokbox}

Один из распространенных приемов получения выразительных снимков – размытие движущихся объектов на фоне резкого фона и статичных объектов. Этот кадр был сделан со штатива при выдержке 1,6 с. и диафрагме f/8, чувствительность матрицы - ISO 200. Цветные полосы на переднем плане – следы автомобильных фар, сами автомобили исчезли, поскольку они достаточно темные, а выдержка была длинной.

Как сделать: для простоты установки правильных параметров экспозиции переведите камеру в режим приоритета выдержки. Экспериментальным путем найдите то значение, при котором получается нужный характер размытия.

{rokbox title=|Весна|}images/stories/basic_photo/viderzka/spring.jpg{/rokbox}

Обратная задача. Если вы хотите наоборот «заморозить» движение – остановить время – снимайте с минимально возможной выдержкой. Этот кадр был сделан с рук при выдержке 1/1250 с. и диафрагме f/5,6, чувствительность матрицы - ISO 100. Обратите внимание, слева четко видны уже летящие капли, а в центре – капля только формируется.

Чем быстрее движение, тем короче требуется выдержка. Как и в случае с размытием движущихся объектов, необходимо найти верное соотношение экспериментальным путем – сделайте несколько дублей с разными значениями и посмотрите, какое из них обеспечивает более полную реализацию творческого замысла.

Установка выдержки

В фотоаппарате есть несколько режимов, позволяющих фотографу управлять выдержкой.

Установка режима приоритета выдержки

Наиболее удобен режим приоритета выдержки. Как правило, он обозначается буквой S (от английского словосочетания Shutter speed). Прочитайте в инструкции к своей камере, как его включить. Когда вы меняете выдержку колесиком управления или через меню, камера подбирает диафрагму исходя из освещенности сцены и чувствительности матрицы.

Режим ручной установки параметров (как правило, обозначается буквой M, от английского manual) позволяет фотографу задать не только выдержку, но и диафрагму. Как правило, он используется для решения специфических задач или обхода ограничений системы экспозамера камеры. Некоторые аппараты подсказывают фотографу, насколько верны заданные им параметры.

В некоторых моделях аппаратов существует возможность не покидая программного (обозначается буквой P, от английского program) режима менять пару параметров (диафрагму и выдержку) сразу.

Если у вас компактная камера, в которой не предусмотрен режим приоритета выдержки. Не отчаивайтесь. Установите режим, в котором есть возможность выбора сцен или сюжетов. Практически все аппараты имеют программы «ночная съемка» или «фейерверк», а также «спорт». Они вам и потребуются (вне зависимости от того, что и когда вы снимаете). Для размытия движущихся объектов подходят режимы «фейерверк» или «ночная съемка», для «заморозки» движения – «спорт».

В режиме «фейерверк» большинство камер устанавливает достаточно длинную выдержку (и советуют установить аппарат на штатив) и подбирают соответствующую условиям освещенности и заданной чувствительности диафрагму. Для реализации этого художественного приема не используйте похожие режимы, в которых для подсветки объектов переднего плана включается вспышка. Лучше использовать такой режим для съемок при малой освещенности.

Днем этот прием может не сработать – из-за слишком длинной выдержки движущиеся объекты просто растворятся. Попробуйте включить режим «ночная съемка», если в вашей камере он дает более короткую выдержку. Экспериментируйте!

В режиме «спорт» большинство камер устанавливает максимально короткую выдержку и подбирают соответствующую условиям освещенности и заданной чувствительности диафрагму. Если камера при минимальной чувствительности не способна отработать очень короткую выдержку, а требуется именно открытая диафрагма, воспользуйтесь нейтральным светофильтром.

Не забывайте о взаимосвязи трех параметров – чувствительности, выдержки и диафрагмы. При неизменной чувствительности увеличение выдержки приводит к уменьшению диафрагмы и наоборот. Это значит, что глубина резкости может измениться.