Adobe Photoshop для фотографа

Встроенная вспышка

Дорогие друзья! Приветствуем вас на занятии бесплатной on-line-фотошколы. В рамках Базового курса вы сможете самостоятельно освоить основные приемы работы с фотоаппаратом и постичь азы ремесла, без которых невозможно творчество. Возможно, у вас возникают вопросы. Воспользуйтесь механизмом комментариев внизу статьи, не исключено, что обсуждение заинтересует и других учащихся. Если вам понравились материалы нашей фотошколы, порекомендуйте их друзьям в социальных сетях.

Фотовспышка – искусственный источник импульсного света, позволяющий снимать на коротких выдержках и/или малых диафрагмах в условиях недостаточной освещенности. Фотовспышка также используется для подсветки теней при ярком солнечном свете, дополнительного освещения объекта при контровом (направленном из-за объекта в сторону объектива) свете или для создания разнообразных эффектов.

Камера со встроенной вспышкой

Практически все современные цифровые камеры имеют встроенную вспышку. Она может располагаться либо на передней панели аппарата, либо подниматься (вручную или автоматически, при включении соответствующего режима) из походного положения в рабочее.

Накамерная вспышка

Кроме встроенных, вспышки бывают также внешние: накамерные (их можно установить на аппарат в разъем, именуемый фотографами «горячий башмак», не стоит путать таковые с идущими в комплекте с некоторыми беззеркальными аппаратами со сменной оптикой: формально они могут быть отнесены к категории накамерных, но фактически являются встроенными, хотя и исполнены в виде отдельного блока) и студийные (переносные или стационарные). О приемах использовании накамерных вспышек расскажут несколько занятий из курса для продвинутых фотолюбителей.

Если вы часто снимаете в сложных погодных условиях, подумайте о приобретении action-камеры GoPro. Ее корпус надежно защищен от воды и пыли.

Вспышка дает свет определенной цветовой температуры – как правило, он похож на дневной свет (фотографы могут сказать, что его температура 5500 или 5000 Кельвинов). Это необходимо учитывать при установке баланса белого. Многие камеры имеют соответствующий пункт в настройках баланса белого. Если в вашем аппарате таковой отсутствует, во многих случаях режим Авто дает оптимальный результат.

 У встроенной вспышки только два неоспоримых достоинства. Во-первых, она всегда с фотоаппаратом, во-вторых, подготовка к работе занимает считанные секунды. Недостатков больше. Первый – малая мощность. Второй – расходование энергии аккумулятора камеры. Третий – слишком близкое расположение к оптической оси объектива (это порождает эффект красных глаз, о котором речь пойдет в материале из курса для продвинутых фотолюбителей). Четвертый – в большинстве случаев единственный (и почти неизменный) характер освещения, в неумелых руках способный превратить самую красивую модель в персонажа стендов «их разыскивает …». Как правило, встроенная вспышка не столь гибка в управлении, как ее накамерные собратья.

Не стоит располагать камеру очень близко к объекту съемки, поскольку картинка становится плоской и невыразительной, даже если электроника верно определит параметры экспозиции.

Основная характеристика фотовспышки – мощность ее светового импульса. Она может указываться в Джоулях или как ведущее число. Детальное объяснение сути терминов выходит за рамки этого материала. Фотолюбителю вполне достаточно понимать принцип «чем больше, тем лучше» и знать, что при ведущем числе менее 20 фотовспышка маломощная, от 20 до 40 – средней мощности и более 40 – мощная.

Мощность светового импульса ослабевает быстрее, чем увенчивается расстояние от источника до объекта. Все производители указывают примерный диапазон расстояний, на которых они рекомендуют использовать встроенную вспышку, оно зависимости от конструкции, типа лампы и системы электропитания.

Как правило, вспышка не дает эффективного освещения на расстоянии более трех-четырех метров, поэтому ее стоит принудительно отключать через меню, чтобы позволить электронике камеры верно оценить существующую освещенность сцены и выставить соответствующие ей параметры. Очень часто на концертах или вечерних спортивных состязаниях начинающие фотолюбители об этом забывают и в результате получают кадры, на которых вспышкой освещены только головы и спины впередисидящих, тогда как главный объект съемки – сцена или арена слишком темны. Это происходит из-за того, что электроника не знает, как далеко находится важный объект и подбирает параметры экспозиции так, что нормально освещены лишь второстепенные

Внимание!
Не располагайте камеру на расстоянии менее метра от человека, которого вы снимаете со вспышкой. Теоретически вспышка не может причинить серьезный долговременный ущерб зрению портетируемого, но лучше воздержаться от подобных экспериментов на живых людях, особенно на детях.

 Прочитайте в инструкции к своей камере об особенностях использования встроенной в него вспышки. 

Ручное управление экспозицией при съемке со вспышкой

При съемке со вспышкой (вне зависимости от ее типа) в полуавтоматическом режиме камера устанавливает выдержку 1/180 или более продолжительную. Это связано с тем, что импульс вспышки хоть и короткий, но все же имеет определенную длительность, и при более коротких выдержках часть кадра может оказаться недоэкспонированной. Соответственно, единственным инструментом управления экспозицией оказывается диафрагма. Изменяя ее, можно варьировать количество света от вспышки, которое будет воздействовать на матрицу.

Естественно, если вы изменяете уровень мощности импульса через меню камеры, то количество излучаемого вспышкой света тоже меняется.

 

Некоторые модели позволяют в ручном режиме задавать существенно более длинные выдержки, но следует учитывать, что количество света от вспышки фиксированное, и при увеличении выдержки определенную роль начинает играть постоянное существующее освещение. Чем длиннее выдержка и чем сильнее освещена сцена, тем большее количество света попадает на матрицу. Эта особенность используется при съемке поздним вечером и ночью. Прочитать о том, как ночью (поздним вечером) снять портрет в антураже огней ночного города можно тут. Другие приемы съемки со вспышкой в условиях недостаточной освещенности буду рассмотрены в курсе на продвинутых фотолюбителей.

Как изменить характер освещения сцены встроенной вспышкой

К сожалению, вариантов модификации характера освещения сцены встроенной вспышкой всего два.

Рассеиватель для накамерной вспышки

Первый заключается в приобретении или самостоятельном изготовлении рассеивателя, увеличивающего площадь источника света, что делает его характер более мягким, а тени не столь глубокими и четко очерченными. При использовании рассеивателя необходимо учитывать, что фактическая мощность импульса оказывается заметно меньше. Этот вариант работает как в помещении, так и на природе.

Второй вариант – превращение в отражатель расположенной над объектом съемки или сбоку от него плоскости, чаще всего – потолка или стены. Свет получается намного мягче, но его количество сильно падает. Обратите внимание: если потолок или стена расположены слишком далеко от камеры, то прием не сработает. Если плоскости, которые фотограф использует в качестве отражателя, окрашены не в белый цвет, то они могут изменить цвет света и привнести в кадр посторонний оттенок.

Отражатель для накамерной вспышки

Поскольку у подавляющего большинства камер встроенные вспышки направлены в сторону объекта съемки, для реализации этого варианта модификации потребуется дополнительный отражатель, способный направить поток света от вспышки на потолок или стену. На эту роль отлично подходит маленькое зеркальце или, например, полированный металлический футляр для визитных карточек.

В продаже также имеются фабрично изготовленные модели.

Снимаем как профи

Подсветка теней при ярком освещении

Снимок сделан против света без использования вспышки

При ярком солнечном освещении, которое характерно для летнего или зимнего полдня, съемка весьма затруднительна из-за очень высокого контраста между самыми светлыми и самыми темными деталями кадра. Однако использовав встроенную вспышку для подсветки теней можно получать отличные кадры.

Кнопка вызова меню управления вспышкой

Включите через меню принудительное срабатывание вспышки, иначе при достаточном освещении электроника камеры не считает нужным ее применение.

Меню включения принудительного срабатывания вспышки

Параметры придется подбирать экспериментальным путем. Поскольку требуется лишь подсветить глубокие тени, объект съемки может располагаться несколько дальше от камеры чем обычно, но пять-шесть метров для большинства моделей – почти предельное расстояние.

Снимок сделан с использованием встроенной вспышки для подсветки теней

Если света оказывается много и он начинает негативно влиять на изображение, следует через меню камеры уменьшить мощность импульса.

Меню управления мощностью импульса вспышки

Этот прием работает и в том случае, когда источник света находится позади снимаемого объекта.